50 лет занимаясь хирургией, я много думал о выживаемости нашего народа, о судьбах страны. Именно об этом я и хотел бы поделиться некоторыми мыслями с читателями.
В последнее десятилетие прошлого века, и особенно за последние годы, происходит последовательное уничтожение достижений в сфере медицинской помощи населению России. Современная диагностика заболеваний, оказание высококвалифицированной хирургической помощи, трансплантология, кардиохирургия, нейрохирургия и другие высокотехнологичные области медицины стали возможны для ограниченного контингента пациентов в рамках так называемого добровольного медицинского страхования, что в переводе на доступный язык означает – за счёт больного. Сюда включены сама операция, ряд диагностических процедур, медикаменты, а также необходимые расходные материалы. Такие платные медицинские услуги исчисляются многими десятками, если не сотнями тысяч рублей. Теперь стало повседневностью, когда родители обращаются через СМИ с просьбой к общественности об оказании материальной помощи для лечения тяжелобольного ребёнка.
Неимоверно быстро растут медицинские учреждения, оказывающие только платные услуги. Особо это касается поликлиник, которые шифруются под любыми наименованиями: ЕВРОМЕД, МЕРАМЕД, УРОПРО, ОН КЛИНИК и т.д.
Вся страховая система страны, при которой у всех работающих граждан автоматически отчисляются из заработной платы деньги в Фонд медицинского страхования, на самом деле есть блеф. Ни одна копейка из этого фонда не может быть востребована больным для оплаты медицинских услуг. Таким образом, практически почти полностью ликвидировано своевременное, общедоступное оказание бесплатной медицинской помощи.
Открываются новые кардиохирургические отделения, закупается оборудование для больниц и поликлиник. Изменит ли это общее состояние системы здравоохранения по оказанию обычной и специализированной помощи населению страны? Нет. Почему? Увеличивающиеся ассигнования на здраво-охранение ничего не изменят по одной причине: деньги из бюджета страны не доходят до лечебных учреждений. Появился посредник.
Как это было до посредника? Деньги из бюджета страны передавались в горздравотделы, рай-
здравотделы и далее в больницы и поликлиники по определённым статьям (медикаменты, жёсткий инвентарь и т.д.). Деньги поступали непосредственно потребителю. Сейчас все деньги поступают в страховые компании, которые являются посредниками.
Имеется книга 1993 г., в которой перечислены все заболевания. На каждое отводится определённое количество дней на лечение пациента в стационаре. Если больной выписан раньше, чем указано, например, положено 10 дней, а пациент пробыл 7 дней, то такой больной числится страховыми компаниями как невылеченный, и 3 дня вычитаются, и деньги не переводятся больнице по счёту-фактуре из страховой компании. А если он пробыл 15 дней, то страховая компания считает, что больного лечили неправильно. Он пробыл лишних 5 дней, и эти дни его пребывания также не оплачиваются страховыми компаниями больнице. Так страховые компании по «анализу» историй болезни недоплачивают больницам сотни, миллиарды рублей.
Подобная система перевода денег была создана в Министерстве здравоохранения, которое возглавлялось Зурабовым. Два ответственных сотрудника страховой компании судимы и отбывают наказание. Созданная страховая система, существующая сейчас, есть чистейшая афера. Миллиарды уходят на содержание тысяч сотрудников страховых компаний, на стимуляцию отдельных руководителей лечебных учреждений. Всех это устраивает, кроме населения страны. Так, только одна больница Москвы за 2007 год недополучила от страховых компаний 540 тысяч рублей. Я думаю, масштабы ясны. До тех пор, пока будет существовать такая страховая система, до тех пор здравоохранение будет влачить жалкое существование. Если думать о решении социальных проблем, то следует вернуться к той системе, когда у нас действительно было бесплатное оказание медицинской помощи населению страны.
К сожалению, это факт: при любой хирургической операции и в послеоперационном периоде возможно возникновение осложнений. Процент этот различен и в высокой степени зависит от характера заболевания и масштабов самой операции. В ряде случаев предвидеть или исключить вероятность осложнений невозможно. Иногда они приводят к инвалидизации или необходимости лечения многие месяцы. Для работающих страховые компании оплачивают больничный лист, а для неработающих при инвалидизации, страховые компании практически никогда не несут материальной (моральная никого не интересует) ответственности.
Во всём мире в подобных ситуациях не хирург, а страховая компания безоговорочно выплачивает огромные суммы денег (в зависимости от характера травмы) пострадавшему пациенту. И совсем необязательно для этого судебное решение, достаточно медицинского заключения, заявления пострадавшего – и по усмотрению страховой фирмы определяются и выплачиваются различные, весьма значительные суммы денег. Практически в России этого нет. Частично «виновны» в этом и сами пострадавшие, которые не верят в реальность обязательств страховых компаний, опасаясь судебных процессов. В выигрыше материальном оказываются страховые компании.
Министерство здравоохранения при Зурабове постоянно дезинформировало народ, «объясняя» всё недостаточными ассигнованиями из бюджета страны. Как же можно мириться с тем, что сотни тысяч граждан не имеют возможности получения современной медицинской помощи? Отношение к этому со стороны бывшего министра здравоохранения было недопустимо и преступно! К несчастью, впервые за время существования этого министерства его возглавил менеджер, не имеющий медицинского образования. Была создана схема «увода денег», при которой миллиарды рублей из бюджета, предназначенные для здравоохранения, оседают и по сей день в страховых компаниях.
Ещё одним «достижением» явилось упразднение системы диспансеризации населения. Введена иезуитская монетизация для граждан пожилого возраста, что неизбежно ведёт к «радикальному решению вопроса» – вымиранию пенсионеров. При созданной системе жизненно важные медикаменты для лечения стали им просто недоступны.
Участники Великой Отечественной войны были лишены ничтожных по государственным меркам привилегий в виде, например, бесплатного проезда один раз в год на железнодорожном транспорте к месту отдыха и лечения, получения путёвок в санатории и т.д.
А что означает попытка введения статуса врачей общего профиля? Для того чтобы иметь таких врачей, необходимо прежде всего полностью изменить всю систему подготовки специалистов в медицинских институтах. Под угрозу ликвидации поставлена педиатрическая служба.
Многие врачи уходят в торговлю, становятся менеджерами фармацевтических компаний, переходят в любые частные медицинские фирмы. В этом, несомненно, повинно и нищенское пособие по работе, ибо заработной платой его назвать никак нельзя. Работающие в стационарах врачи теряют традиционный российский менталитет и достижения, наработанные медициной советского периода.
У меня на памяти все министры здравоохранения страны: Семашко, Смирнов, Курашов, Третьяков, Митирев, Ковригина, Петровский, Буренков, Чазов. Действовала стройная система здравоохранения, служившая поддержанию здоровья граждан России.
Всё, что происходит на протяжении многих лет с нашим здравоохранением и с тесно связанной с ним социальной сферой, может присниться в страшном сне.
События этих лет убедительно свидетельствуют о том, что развитие здравоохранения ничего общего с декларируемыми социально-политическими целями в стране не имеет. Основа демократического общества, в том числе здравоохранения, зиждется на неукоснительном исполнении законов всеми и неотвратимости судебной ответственности за уклонение от них. Ничего подобного у нас не происходит. Миллионы людей остаются за чертой бедности, никогда ещё в стране не было такой громадной «армии» бездомных детей, мы стоим чуть ли не на первом месте в мире по социальной дифференциации между баснословно богатыми и бесконечно бедными.
Во всех слоях общества процветает коррупция. В масштабах страны лютуют беспредел, воровство. Бюрократия разъедает общество, ужасают показатели демографии, прежде всего для коренной, титульной нации страны. В народе исчезают социальный оптимизм и уверенность в завтрашнем дне, разрушаются представления об истинном патриотизме.
Всё это сильнейшим образом отражается на здоровье и психическом состоянии нации и отдельного гражданина, ввергает народ в бездуховность, депрессию, порождает у одной части граждан социальную агрессивность, озлобленность, а у другой – социальную апатию.
Создаётся впечатление, что значительная часть средств массовой информации, создавая культ мамоны, УМЫШЛЕННО разлагает, деморализует, оглупляет народ, и прежде всего молодое поколение. Все акценты жизни смещены в сторону обогащения, низведения культуры до уровня низкопробного лицедейства. В результате происходит катастрофическое падение нравственности и духовности нации.
Небывалые масштабы приняла в стране наркомания, народ спивается. Много говорится о низкой рождаемости коренного населения, но не предаются гласности масштабы рождаемости больных детей и плохого состояния здоровья большей части молодого поколения.
Недавно я был в Норвегии. Высочайший уровень жизни: бесплатное здравоохранение, образование. Нет потребности в мигрантах. «Да ведь страна маленькая, население всего несколько миллионов!» Действительно, это так. Но ответ на загадку прост. Всё обеспечивается добычей нефти со дна моря, 76% от её продажи идёт в доход государству на нужды народа и развитие страны. А в России в доход государства идёт 13% с миллиардов тонн, добываемых на суше. Почему? Как можно мириться с этим? С чего бы это, может задуматься и спросить читатель, автор от чисто медицинской тематики перешёл к социальным и политическим проблемам? Но в этом нет ничего необычного, поскольку эти проблемы взаимосвязаны.
Мной оперировано 12 тысяч больных, издано пять научных монографий, меня называют одним из старейших ведущих урологов России. А всё вышеизложенное – мой личный опыт ума и сердца.
Да, мы так живём и боремся за жизнь и здоровье людей, за торжество подлинных человеческих ценностей. Умом и сердцем мы понимаем пороки пути, по которому пошла наша медицина.
Недавно бразды правления в сфере здравоохранения приняло новое руководство. С ним я связываю надежды на то, что произойдёт коренной перелом в медицинском обслуживании населения России, в поддержании здоровья нации на высоком уровне.
ОБ АВТОРЕ. Зиновий Соломонович Вайнберг – доктор медицинских наук, профессор, действительный член Российской академии медико-технических наук. Участник Великой Отечественной войны, имеет 15 правительственных наград. Дважды лауреат премии правительства Москвы.