Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Об отцах – или хорошо, или ничего

01 января 2007

КОЛЕСО ОБОЗРЕНИЯ

Говорить об отце труднее, чем о матери. Матери есть практически у всех, по факту рождения. Отец – как повезёт. Кого-то лишила отца ранняя смерть, кого-то – война, кого-то – другая женщина, уведшая его из семьи.

Но авторы нижеприведённых книг никого не осуждают, они с благодарностью и болью вспоминают своих отцов, говоря, наверное, единственное, что можно и нужно сказать родителю, пока он ещё жив, – «я тебя люблю».

Всё о моём отце: рассказы / Составители С. Николаевич и Э. Куснирович. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 622 [2] c.: ил. – 2000 экз.

Даниил Санников. По зову памяти. Из архива отца. – М.: Прогресс-Плеяда, 2011. – 200 с.: 12 л. фото. – 1000 экз.

Наталья Бондарчук. Единственные дни. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 361 [7] с. – 3000 экз.

СОЗДАЙ СВОЕГО СЕЯТЕЛЯ
Внушительная по толщине книга рассказов о своих отцах известных писателей (Д. Гранина, Ю. Мамлеева, Л. Петрушевской, Э. Лимонова, З. Прилепина, С. Шаргунова), режиссёров (Г. Волчек, Д. Евстигнеева, Ф. Янковского), актёров (И. Дапкунайте, А. Табакова, И. Лиепа). А также есть и пианистка Н. Коган, художница Н. Тоидзе, дизайнер Е. Гердт, детский хирург Л. Рошаль, тренер Т. Тарасова. Почти все эти рассказы ранее публиковались в журнале «Сноб».

Задумка в принципе интересная, подобных сборников ещё не было. Тема отцовства и безотцовщины, особенно для России, потерявшей почти всех своих лучших мужчин за годы войн и лагерей, болевая. Ещё одна грустная тема этой книги – развод глазами ребёнка. И даже не сам развод, а жизнь без отца, внезапное и грустное обнаружение сводных братьев и сестёр. Некое параллельное существование родного человека, куда невозможно попасть. Есть и очень тёплые рассказы-благодарности своим отцам, пронизанные подлинной нежностью.

Лучшие вещи в книге, конечно, писателей: мемуарный очерк Д. Гранина «Годовые кольца», драматический монолог Л. Петрушевской «Голова отца, или Щаща», рассказ Э. Лимонова «Веничка», эссе С. Шаргунова «Мой батюшка».

Неприятно удивляет вот что: смешанный коктейль из профессиональных писателей и авторов, не имеющих никакого отношения к литературе. Нет сомнения, что многим читателям будет интересно узнать, что пишет, скажем, Татьяна Тарасова о своём отце Анатолии Тарасове, это факт её биографии, но при чём здесь художественная проза? К сожалению, ставка сделана не на качество текстов, а только на медийность той или иной фигуры. Ощущение примерно такое, как если бы писатели вдруг страстно занялись рисованием и создали бы что-нибудь гениальное наподобие фигуры сеятеля Остапа Бендера.

Кто не писал о своём отце? Или хотя бы не мечтал написать? Наверное, трудно найти такого человека. Не всё, правда, можно публиковать. Но составители, видимо, были нацелены прежде всего на коммерческий успех издания. А от чего он зависит? От известности имён, присутствующих в сборнике. Что ж, в таком случае затея вполне удалась. Жаль только, что в очередной раз массовая культура подавляет элитарную. А впрочем, сорняки всегда сильнее и живучее изысканных цветов. Только в вазу крапиву и осоку никто не ставит…

ДРАГОЦЕННЫЙ СВИДЕТЕЛЬ
Книга эта – бережно разобранный архив отца – поэта Григория Санникова – его сыном, физиком-теоретиком Даниилом Санниковым: редкие, ранее не опубликованные письма, дневники, биографические свидетельства, уникальные фотографии и автографы. Открываются новые и неожиданные факты о жизни современников Г. Санникова – С. Есенине, В. Маяковском, А. Платонове, А. Мариенгофе, Б. Пильняке, А. Белом, М. Горьком, П. Васильеве, И. Бунине, М. Цветаевой, с которой дружила жена Санникова – Елена Аветовна, покончившая с собой через несколько месяцев после Цветаевой.

На протяжении трёх десятилетий Г. Санников входил в руководство ведущих литературно-художественных журналов. С ноября 1925 года по ноябрь 1954-го он был последовательно ответственным редактором «Октября», заведующим редакцией и редактором отдела поэзии в «Красной нови», ответственным секретарём и редактором отдела поэзии в «Новом мире», заместителем главного редактора в том же «Октябре». Таким образом, находился в самой гуще литературного процесса – драгоценный свидетель и непосредственный участник многих важных литературно-исторических событий того времени. Арест и расстрел Пильняка, самоубийства Есенина, Маяковского, а позже и Цветаевой, травля Пастернака…

Последнюю поэму перед своим арестом в 1937 году – «Христолюбовские ситцы» – Павел Васильев передал в редакцию «Нового мира». Сохранил текст, серьёзно рискуя при этом, именно Санников, и в 1956 году, сразу после реабилитации Васильева, опубликовал его в «Октябре».

Особенно тёплые дружеские отношения сложились у Григория Санникова с Андреем Белым. В книге опубликованы многочисленные письма Белого к Санникову: «Грустно мне, дорогой друг, смущать Вашу радость своими «скорбями»; но сегодня весь как-то разболелся и пал духом; простите за грустный тон письма. Ведь единственный смысл бытия – помочь нести бремя жизни любимому человеку, а не литература, не моя личная судьба…»

В архиве Санникова сохранился любопытный черновик некролога на смерть Андрея Белого, опубликованного в «Известиях», написанного Пильняком, Пастернаком и Санниковым. По тому, какова была реакция оргкомитета на публикацию, отчётливо видны идеологические сложности советского времени. Писателей ругали за то, что назвали Белого «гениальным», осмелились сказать о том, что им создана «своя школа», отчитывали за крамольное упоминание «реакционного» Джеймса Джойса.

Думается, сам Григорий Санников многим литераторам помог нести «бремя жизни», по крайней мере литературной, собрал и сохранил свой редкий и замечательный архив, который увидел свет благодаря стараниям его сына, сумевшего оценить сокровище, оказавшееся в его руках, и правильно им распорядившегося.

КНИГА ДОЧЕРИ
Ещё одна неписательская книга – актрисы и режиссёра Натальи Бондарчук, дочери знаменитых Сергея Бондарчука и Инны Макаровой. «Книга дочери, жены, матери. Книга человека любящего, прощающего, пристрастного, готового защитить, заслонить собой своих близких», – говорит в предисловии М. Тарковская. На страницах «Единственных дней» – не только об отце и матери, но также и о любимом учителе С. Герасимове, о коллегах по актёрскому цеху В. Шукшине, Н. Бурляеве, И. Смоктуновском, С. Безрукове; режиссёрах А. Тарковском, Л. Шепитько, В. Мотыле, о съёмках своих фильмов «Бемби», «Пушкин. Последняя дуэль», «Гоголь. Ближайший».

Перед нами талантливо, эмоционально, с тонким психологизмом написанные мемуары. Сквозная тема всей книги – тоска по отцу, без которого прошло всё детство и наступило взросление. Взаимоотношения родителей – глазами ребёнка. Вообще тема разрыва родителей в детском восприятии – это, быть может, самое прон­зительное из того, что написано об угасании любви, о крахе семьи. Взгляд беззащитный и одновременно безжалостный, обнажающий всё, что взрослые пытаются скрыть от самих себя.

А после – юношеская гордость от признания отцом актёрского таланта в дочери: «Тогда же во ВГИКе у нас с папой состоялся первый серьёзный разговор об искусстве, о моей роли. Кажется, он почувствовал во мне актрису. И всё же меня не покидало ощущение, что ему тяжело смотреть на меня, повзрослевшую без него. И ещё я почувствовала любовь и сердечность и постепенно начала освобождаться от своей боли… Я счастлива, что у меня были моменты истинного контакта с отцом, которым ничто не мешало. Даже между родными людьми иногда возникает напряжение, не сразу подбирается тон разговора… а мы – как будто вечно существовали вместе, и не было этого разрыва…»

Многие известные актёры и режиссёры пишут на склоне лет мемуары. У одних это получается лучше, у других – хуже. У некоторых вообще не получается.

У Натальи Бондарчук получилось. Получилось искренне и просто, без стилистических изысков рассказать о самом важном в своей судьбе, человеческой и творческой.

Анастасия ЕРМАКОВА

«ЛГ» благодарит книжный магазин «Библиоглобус» за предоставленные для обзора книги.

Обсудить в группе Telegram

Анастасия Ермакова

Анастасия Геннадьевна Ермакова родилась в Москв... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS