Издательский дом «Звонница-МГ» выпускает самые разные книги – от документальных свидетельств истории минувшего века до сборников классической поэзии, от сложной современной прозы до детских сказок. Сегодня у нас в гостях генеральный директор Георгий ЗАЙЦЕВ.
– Скоро у вашего издательского дома день рождения, не так ли?
– Да, 2 сентября нам исполняется 15 лет. Первоначально издательство «Звонница-МГ» было зарегистрировано в 1993 году как дочернее предприятие ОАО «Молодая гвардия». Кроме самой «Молодой гвардии» его акционерами стали и 19 редакторов этого издательства. Это сыграло важную роль в становлении нашего коллектива – удалось сохранить преемственность в тематике, идеологии, практике работы с авторами. На момент создания издательства в кассе не было ни рубля. И можно только восхищаться нашими сотрудниками, которые смогли пережить период полного безденежья, не бросив работу. Первые деньги мы получили, когда выпустили в двух книгах роман Эрнста Питаваля «Голова королевы», посвящённый жизни Марии Стюарт (впоследствии по нему был снят фильм «Красная королева»), и двухтомник Василия Макаровича Шукшина.
– Традицию издания документально-биографической литературы вы тоже унаследовали?
– Да. Но если в славной серии «Жизнь замечательных людей» до недавнего времени появлялись герои только однозначно со знаком плюс, то мы стали издавать серию «ХХ век: лица, лики, личины», в которой уделяем внимание и отрицательным персонажам мировой истории. Но, публикуя такие книги, мы считаем необходимым давать в них совершенно чёткую оценку злодеяниям персонажей, ни в коем случае не оправдывая и не романтизируя их. Вот, например, книга «Агония и смерть Адольфа Гитлера», она издана уже в пяти странах. Это очень содержательная, информативная книга, но при этом однозначно осуждающая фашизм.
– Какие ещё серии у вас выходят?
– Более 60 книг издано в серии «Библиотека мировой новеллы». Почти два десятка вышло в серии «Библиотека избранных стихотворений», это стихи Николая Гумилёва, Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Александра Блока, Сергея Есенина, Игоря Северянина и многих других замечательных поэтов. Вышли трёхтомные издания «Народы и личности в истории» и «Отечественная военная история». По-прежнему в центре внимания остаётся литература для детей и юношества, налажен выпуск серий «Эрудит» и «Русская сказка». Энциклопедии серии «Эрудит» написаны нашими авторами, а не переведены с иностранных языков, и они продолжают традицию научно-популярной литературы, не следуя моде на клиповую подачу информации. Кроме того, мы издаём журналы «Домашняя энциклопедия» и «Весёлый затейник», на страницах которых стараемся дать ребёнку, подростку информацию и знания, необходимые для возможно более безболезненного вхождения в современный мир. Конечно, всевозможные новые технологии, телевидение, компьютерные игры, Интернет сейчас составляют серьёзную конкуренцию классическому книгоизданию. Но мы считаем необходимым прилагать усилия, чтобы книга тем не менее заняла своё место в жизни новых поколений. Вот планируем издавать аудио- и видеокниги, чтобы ребёнок, с младенчества привыкший к компьютеру, мог смотреть иллюстрации к сказкам на экране. Текста там немного, утомить не должно, а дальше постепенно, глядишь, и вкус к чтению разовьётся.
Есть у нас серия «Новое имя», в которой мы представляем читателю авторов-дебютантов, недавно в ней вышла книга Натальи Моловцевой из Новохопёрска Воронежской области «Меня окликни».
– Слово «звонница» в названии издательского дома заставляет предположить, что и духовная литература вам не чужда. Это так?
– У нас есть книги, посвящённые русским традициям, но мы – светское издательство. А слово «звонница» ассоциируется у нас, скорее, с передачей информации. Ведь исстари колокола не только на вече созывали, но и возвещали беду или радость, то есть информировали людей о происходящем.
– Можно ли сказать, чем «Звонница-МГ» отличается от других издательских предприятий?
– У нас есть своя платформа. Не ниша на рынке, как теперь модно говорить, а именно платформа, своеобразный свод принципов и убеждений. Особенность нашей издательской политики состоит в том, что бо’льшая часть наших книг абсолютно эксклюзивна. В качестве примера можно назвать уже упоминавшуюся книгу «Агония и смерть Адольфа Гитлера» или «Сталинградскую эпопею». Они обе подготовлены в сотрудничестве с Центральным архивом ФСБ и содержат уникальные сведения. А сейчас у нас выходит ещё одна совершенно эксклюзивная книга – фотоальбом известного фотографа Дмитрия Чижкова «Фотовоспоминания о Высоцком», посвящённая отмечавшемуся в этом году 70-летию со дня рождения Владимира Семёновича. В этой книге более 230 доселе не опубликованных снимков самого Высоцкого, его родных и друзей.
– Какие тенденции современного книгоиздания вы считаете нужным отметить?
– Сейчас большинство издательств, особенно крупных, воспринимают свою деятельность исключительно как бизнес, то есть ориентируются на получение максимальной прибыли любым путём. Но при этом забывают, что издательство обязательно должно выполнять ещё и социальную, и культурную функции. Издание книг – дело общественно значимое. Одна из главных проблем современного книгоиздания состоит в том, что хорошие, серьёзные книги не доходят в глубинку, в маленькие города и посёлки. А ведь в провинции хотят читать вовсе не ширпотребную литературу, а книги по истории, философии, культуре. Как решить эту проблему? За рубежом сейчас существует такая практика: в книжном магазине или через Интернет можно заказать любую книгу, даже если тираж разошёлся, её вам в течение трёх месяцев обеспечат. Там далеко не всё издаётся большими тиражами, зато можно сделать допечатку, скажем в двадцать экземпляров. Современные технологии это позволяют: всё в электронном виде, с одной стороны, в машину вставляют диск с оригинал-макетом, с другой – пожалуйста, получите ваши двадцать книг.
Нам тоже сейчас нужно возрождать систему заказов. Чтобы в книжном магазине или в почтовом отделении был каталог вышедших или ожидаемых в ближайшее время новинок и читатель, ознакомившись с аннотацией, мог выбрать, заказать и оплатить то, что его интересует. Издатель, в свою очередь, будет точно знать, каким тиражом выпускать ту или иную книгу. Нужно адресно доставлять книгу именно тому читателю, который в ней заинтересован. И ради этого издателям было бы хорошо вынести за скобки тот факт, что они – конкуренты на книжном рынке, и объединить усилия ради обеспечения качественной литературой не только столицы и крупные города, но всю нашу страну. Да и государство должно поучаствовать в решении этой важной задачи информирования и воспитания своих граждан, особенно молодёжи.
Страницу подготовила