Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Объективно, а не «патриотически»

01 января 2007

РЕЗОНАНС

Тотальная государственность без участия общества показала свою бесперспективность, даже является угрозой национальной безопасности страны, ибо запас человеческого материала исчерпан.

Недавно «Литературная газета» опубликовала статью В.Д. Соловья «Есть ли у нас будущее?» (№ 24, 11–17.06.08), представляющую выдержки из его новой книги «Кровь и почва русской истории» (Русский миръ, 2008). 

В ней автор призывает «избавиться от полонившего нашу культуру гнетущего комплекса неполноценности и увидеть очевидное: история России – одна из самых успешных среди историй многих стран и народов...». Он считает необходимым выработать не объективный, а «патриотический взгляд» на историю России для «адекватной оценки её достижений» и выступает против отечественных либералов, стремящихся к тому, чтобы Россия стала частью западного мира: ведь никто не настаивает на смене цивилизации Китая. Правда, сравнение неудачно, поскольку Китай – азиатская цивилизация, тогда как Россия, занимая пограничное положение между Европой и Азией, имеет европейские и азиатские черты, отчего так трудно определить характер её цивилизации. По культуре она, бесспорно, европейская страна, а по своему обществу, остающемуся традиционным, архаическим, – азиатская, с резкой социальной поляризацией, пассивностью населения, подавляющей ролью государства – чертами, свойственными многим незападным странам. 

Успех России В. Соловей видит в создании благодаря модернизации «самой эффективной государственной машины Северной Евразии», я полагаю, советской. Но в чём эффективность этой машины, если она рухнула, не прожив столетия, и в первую очередь из-за неэффективности экономики? Может быть, в хорошо налаженной репрессивной системе? 

Модернизацию автор, вероятно, рассматривает только как индустриализацию и создание мощного государства, чего добивались большевики. Однако смысл этого понятия намного шире (его название происходит от слова modern – «современный»), оно означает переход от архаического общества к современному, обществу Нового времени, что выразилось в первую очередь в создании рыночной экономики, гражданского общества и правового государства, индивидуализации личности и пр. 

Индустриализация и урбанизация – лишь часть процесса. Если мы будем придерживаться этого определения, то придётся признать, что Россия, где модернизация началась после отмены крепостного права, отнюдь не добилась впечатляющих успехов, хотя и стала индустриальной. Она всё ещё делает первые шаги, а точнее, топчется на месте, в социальной и политической трансформации. 

Да и успехи в индустриализации весьма спорны, иначе она не оказалась бы к началу ХХI столетия в экономической разрухе, не господствовали бы в её хозяйстве, как и прежде, сырьевые отрасли и она не импортировала бы 40% продовольствия. Советский Союз хотя и занял второе место в мире по общему объёму производства, но продолжал отставать по главному показателю – производству на душу населения, ведь он, как и царская Россия, был самой многонаселённой страной Европы. Но, как справедливо отмечено в статье, тяжёлой ценой достался этот успех.
 
Хотя Соловей и признаёт «оборотную сторону» модернизации – многочисленные человеческие жертвы, но, по сути, оправдывает репрессии и гибель миллионов людей, раз они способствовали созданию «мощной государственной машины». 

Поражает цинизм автора в попытке реабилитировать Сталина. За 1930–1953 гг. в лагерях находились 18,3 млн. человек, заявляет он, что в среднем составляет 1,5 млн. в год, почти столько же, сколько в демократической России 90-х гг. Как же можно сравнивать людей, нарушивших закон, с репрессированными сталинским режимом? 

Модернизация тоже потребовала больших жертв от западноевропейских стран (революции и контрреволюции, гражданские войны), но они в результате радикально изменились, перестав быть архаическими обществами и осознав, что главная ценность – это человеческая жизнь. В России же эта трансформация так и не завершилась, чему свидетельством взгляды автора. Даже созданное мощное государство продержалось недолго. Тогда для чего нужны были бесчисленные людские жертвы, если советский режим в мирное время разрушился в одночасье? Как ни парадоксально, но автор винит в его крахе, да и крахе Российской империи, русский народ, хотя обе империи рухнули сами, сгнив до основания из-за собственной неэффективности. 

Тем не менее Соловей восхваляет русский народ как наиболее сильный и жизнестойкий, раз способен жить в нечеловеческих условиях, да к тому же остающийся «самой большой белой нацией Европы», как будто в ней есть небелые нации. Впрочем, отмечает он и примитивизм русских, объясняя его теми же неблагоприятными условиями, хотя причина прежде всего в большевистском перевороте, который уничтожил русскую культуру, переживавшую в ту пору необычайный подъём, всегда сопровождавший переход от традиционного общества к современному. 

Представители русского Ренессанса или погибли в России, или бежали за границу, что привело к резкому понижению культурного уровня страны, отбросив её на несколько столетий назад. И это тоже один из признаков самой успешной истории? Однако именно такое общество, не избавившееся от архаических черт, до сих пор не осознающее ценности человеческой жизни, прав и свобод человека, Соловей называет «новым обществом» и отдаёт ему предпочтение перед обществом «деморализованной и разложившейся изнутри (как будто можно разложиться извне. – И.С.) западной цивилизации». 

Россия не принадлежит к западной цивилизации и едва ли станет её частью, поскольку у неё так и не выработались фундаментальные черты последней – развитый институт частной собственности, а вместе с ним правовая система и гражданское общество, самоуправление, всю её историю главной силой оставалось государство. Однако она может стать равноправным членом европейского содружества, что не одно и то же, а для этого превратиться в современное общество. 

Россияне не должны отказываться от своей истории, её нужно знать и оценивать объективно, а не «патриотически», чтобы не повторились самые страшные страницы былого. 

Ирина СУПОНИЦКАЯ, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН

Послесловие 

«ЛГ» верна своим принципам представлять читателям самые разные взгляды и точки зрения. Мы всегда за полемику, за дискуссию, за обсуждение наболевших проблем. Вот почему мы публикуем сегодня отклик историка И. Супоницкой на нашумевшую публикацию В. Соловья «Есть ли у нас будущее?» 

Однако при этом не можем удержаться от вопроса, который обращаем не только к автору, но и к нашим читателям. 

Неужели действительно объективность и патриотизм – вещи несовместные? 

Неужто если ты патриотичен, то неминуемо необъективен? А если объективен, то заведомо непатриотичен? 

Воля автора, но что-то в такой постановке вопроса смущает. Не хочется с этим соглашаться. Надеемся, читатели нас рассудят...

Обсудить в группе Telegram

Ирина Супоницкая

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS