Публикуем рецензии на книги донбасских авторов.
Всё держалось на любви
Елена Дахова. Улитки: стихи и проза. – Донецк: Донецк, 2021. – 36 с.
Трудно не согласиться с автором, который эту формулу вывел в Донецке, где уже несколько лет любовь и ненависть, как лёд и пламя, проверяют на прочность людей и их способность не просто выживать, но жить, верить в будущее, писать стихи...
…И станет всё совсем неважным то, что казалось, впереди.
Сгорит корабликом бумажным сердечко у меня в груди.
И ежедневная усталость, и ссоры с близкими людьми.
На чём же это всё держалось? Лишь на любви… Большой любви.
Елена Дахова в книге «Улитки» пишет о любви, и получается это у неё трогательно, доверительно, несуетно и искренне.
…И я оберегаю мир свой хрупкий,
и я тащу свой домик за спиной.
Я верю: стены – тонкие скорлупки,
меня укроют от беды любой.
Сборник читается легко, что называется, на одном дыхании. Автор не гонится за замысловатыми метафорами и стилевыми изысками, а приглашает читателя стать другом, с которым можно поделиться сокровенными мыслями и чувствами.
…Ненасытна и жестока стая чёрная моя.
Я белею одиноко средь другого воронья.
– Стань как все! И грязь швыряют: Не позорь воронью честь!
И гордынею считают нежеланье падаль есть…
…Стайкой светлою взлетаем – крылья белые блестят.
А внизу народ гадает: – Может, лебеди летят...
За строгими поэтическими мазками и нарочито скупыми на эмоции прозаическими зарисовками Елены Даховой – боль, растерянность и сосредоточенное терпение. Это может считаться документом времени, в котором правда ставит свою печать под каждой строчкой.
…Мы связаны тревогой и войной,
а вовсе не любовью или дружбой.
Мне просто голос твой услышать нужно.
Мне только нужно знать, что ты живой...
И всё же ощущения безысходности при чтении книги не возникает. Ибо всё побеждают чувство доброты и житейская мудрость. Готовность понять (не скажу, что простить, но понять – точно) тех, кто забывает, что приходят ненадолго, а уходят навечно и внезапно.
…Оставляем праздники на завтра,
чувства не в чести – мы гоним вон их.
Только вдруг кончаемся внезапно
раньше тряпок, нами припасённых.
«Всё закончится когда-нибудь,/смолкнут позабытым эхом взрывы./Жаль, что невозможно заглянуть/в будущее – как вы там? Все живы?/Жаль, что продолжается война,/проявляясь масками на лицах./И уже почти что не видна/Тень любви. А ненависть всё длится»1. В этом вечном противостоянии победа любви неочевидна, но ожидаема. Ведь по большому счёту мир держится именно на ней. Об этом пишет Елена Дахова, и её поэзии, сердечной, открытой и доверительной, хочется верить.
…Дремлет солнце исполином в седине небес.
Светлый мячик апельсина я несу тебе.
Безразлично – снег ли, дождь ли, в тусклой хляби дня.
Будет, если улыбнёшься, солнце для меня.
В суете особаченных дней…
Иван Нечипорук. Берестяные грамоты: стихи. – Екатеринбург: Издательские решения, 2022. – 160 с.
В книге «Берестяные грамоты» поэт Иван Нечипорук пишет о том, что его волнует и интересует. А это и Горловка, и протекающее сквозь пальцы время, в котором растворились война и мир, любовь и предательство, радость и муки творчества… Это природа, которая хороша в любое время года и не зависит от погоды и общественного строя. На мой взгляд, наиболее значительны по смыслу и пронзительны строки, в которых речь идёт о городе.
Доля Горловки – доля горькая. В суете особаченных дней
Бед насыпано с полной горкою, и душа утопает в огне…
Гарью пахнут дни, дикой горечью, и полынною дымкой степей.
Город Горловка – город, спорящий с опалённою долей своей…
Несколько стихотворений автор посвятил своему горняцкому прошлому.
Глина становилась кандалами, как бубновые, ругались мы в сердцах,
И грозы оранжевое пламя полыхало знаменем над нами,
И дороге не было конца...
«И всё закончилось войной… Верней, всё только начиналось...» В очередной раз как точно сказано о том, что происходило на глазах у всей страны. А ведь поначалу вроде бы действо не предвещало беды, хотя с первых дней озадачивало, вызывало изумление и непонимание. Хотелось осмыслить логику протестов, осознать истоки проявлявшихся всё зримее и неистовее ненависти, злобы, мстительного злорадства. Об этом пишут и напишут документальные книги и научные изыскания. Но самые искренние и честные свидетели – поэты. Если, конечно, они настоящие и творчество их не заказное. Иван Нечипорук – из настоящих. Он пишет правду. Она может кому-то не нравиться. Но таково свойство правды. И поэтической в том числе.
Мир рвётся чаще там, где тонко. Наш кряж в разломах и воронках,
Но ты не верь, что правды нет. Знай, и по истеченьи лет
За каждую слезу ребёнка однажды взыщется ответ...
В одном из определений поэзии сказано кратко, но ёмко: «Это – любовь». Возможно, поэтому так много пишут поэты об этом всепоглощающем чувстве. У Ивана Нечипорука любовь соседствует с дружбой, грустью, озарениями и ошибками, и даже с высокопарными словами, которых, как сказал классик, «не надо опасаться». Он и не опасается. И потому лирический заряд книги ощущается от первых до последних страниц. «Жизнь даётся всем подряд, старость – только избранным», – утверждает поэт. Судя по книге, до старости ему ещё далеко. Значит, жизнь продолжается. Поэзия – тоже. Невзирая на тревожащую суету очередных «особаченных дней».
Нам счастья хочется иного – чтоб расколоть разлучный пост…
И верим – соберёмся снова во имя дружеского слова
Под сенью августовских звёзд...
Продолжается жизнь
Елизавета Хапланова. Открытые дневники: Поэзия. – 2-е изд., перераб. – Донецк: Проминь, 2021. – 320 с.
Говоря о Елизавете Хаплановой, прежде всего вспоминаешь её светлую и добрую улыбку. И уже потом всплывают в памяти её талантливые стихи, исторические очерки, плодотворная литературная и общественная деятельность и четырёхтомное исследование по истории Макеевки, которое Елизавета создавала вместе со своим отцом, известным поэтом, публицистом, издателем Николаем Хаплановым. Да, это как раз тот случай, когда житейская мудрость «Талант отцов на детях отдыхает» опровергается полностью и безоговорочно. Елизавета успешно опровергает ещё одну расхожую истину: «Умная и красивая женщина – это два разных человека». Умная и красивая Елизавета Хапланова, достойно продолжая литературные традиции своего отца, освещает окружающую действительность не только своей яркой улыбкой, но и поэтическим творчеством. И её новая книга – тому подтверждение.
«...Ровесник, что ты знаешь о войне? / Спроси о том ковыль, пропахший боем. / Кто есть мы, что мы в этой жизни стоим – / Той памятью измерится вполне...»
Эти строки, написанные до войны в Донбассе, были продиктованы памятью о тех, кто завоёвывал Победу в страшных сражениях с гитлеровскими захватчиками. Увы, ровесники и земляки Елизаветы сегодня знают о войне не понаслышке.
...Небо плачет над Донбассом – равнодушным не осталось...
Шепчем вместе, просим разом: дай нам, Боже, эту малость –
Это небо, этот город, на огне эпох горящий...
Небо плачет... Стар ли... молод – помолись, сюда входящий...
Эти пронзительные поэтические документы останутся для потомков горькой и честной страницей летописи кошмара военного лихолетья.
Часть стихотворной хроники Елизаветы Хаплановой посвящена периоду жизни в своеобразной эмиграции. И здесь лирическая героиня вполне ожидаемо видит то, что привычно для её доброго человеколюбивого взора: красоту, любовь, надежду. Жизнь во всех её проявлениях.
...Здесь улыбки цветут... И взрываются в небе рассветы!
Здесь хмельной аромат… И огни горизонта манят...
Отчего же я жду, в дом родной жду счастливых билетов?
Я ушла от войны... Но она не ушла из меня...
Но сердце поэтессы рвётся в родную Макеевку. И она возвращается, вновь погружаясь в тревоги прифронтового житья так же, как все, пытаясь разобраться, кому и зачем понадобилось развязывать братоубийственную бойню. Её стихи вошли в несколько поэтических антологий авторов Донбасса, попали на страницы известных литературных изданий и интернет-порталов. Она вновь пишет о любимом городе. Пишет так, как никто о нём не писал.
...Здесь дым и гарь как преимущество, машины мчат (и часто «Скорые»)…
В нём нет особого могущества, здесь уголь – жизненной основою.
Здесь воют трубы запредельно так… И люди воют – в безысходности.
Но даже в дни войны поэт не может не писать о любви.
Год за годом уходит… Только вера светла –
распахнём на восходе два всесильных крыла!
Новогодняя радость, задержись… и свершись.
Что-то в прошлом осталось… Продолжается жизнь!
Владимир Спектор
1 Автор цитирует собственное стихотворение.