Дарвиновский музей. – М.: Издательская программа «Интерроса», 2007. – 360 с.: ил.
Продолжая свою культуртрегерскую миссию, Издательская программа «Интерроса» выпустила в свет очередной внушительный фолиант, посвящённый на этот раз Дарвиновскому музею. Как говорится, дорого яичко ко Христову дню: выпуск приурочен к 100-летию крупнейшего естественнонаучного музея Европы, но стал поистине роскошным подарком не только «юбиляру», но и всем людям доброй воли (а также их чадам и домочадцам, ибо – проверено! – притягивает эта восхитительная книга, как магнит, всех от мала до велика). В процессе подготовки издания было принято единственно правильное решение: пожертвовать большей частью уже написанных сотрудниками музея текстов в пользу визуального ряда, ибо что такое музей, как не его коллекция? Если же учесть тот факт, что Дарвиновский музей располагает весьма и весьма впечатляющими коллекциями млекопитающих, птиц, земноводных и пресмыкающихся, рыб и всяческих морских гадов, а ещё – энтомологической, ботанической, остеологической, палеонтологической и проч., и проч., включая замечательное собрание редких книг (без малого семь с половиной тысяч единиц хранения), то следует признать, что перед интерросовцами стояла задача увлекательнейшая.
И они справились с ней блестяще, превратив тщательно и любовно отобранные научные экспонаты в незабываемую коллекцию objets d`art, пробуждающую к жизни даже самый ленивый из нелюбопытных умов. Эта красочная «выставка достижений эволюционного хозяйства» располагает к неспешному уважительному созерцанию, заставляя мыслить масштабами с непривычки труднопредставимыми, в грандиозной временной и пространственной системе координат, дивясь попутно поразительному подвижническому энтузиазму и бесстрашию отца-
основателя Дарвиновского музея Александра Фёдоровича Котса, посвятившего титаническому замыслу всю свою жизнь и жизнь своей верной соратницы и спутницы Н.Н. Ладыгиной-Котс. Супруги Котс и теперь, сто лет спустя, не иконы, но вполне активные участники жизни музея – и настоящего издания, в частности. Глава, посвящённая первому десятилетию истории музея, принадлежит перу Александра Фёдоровича…
О, дивный мир, в котором свадебным подарком становились чучела волков, а на последние рубли голодной зимой 1916-го покупали не хлеб, а апельсины – для маленького шимпанзе! Мир, в котором вопрос, действительно ли человек произошёл от обезьяны, конечно, важный, но вряд ли решающий. В конце концов, А.Ф. Котс был человеком глубоко верующим, как, впрочем, и сам Чарльз Дарвин.