Как часто в нашей, на первый взгляд, благополучной действительности ощущается дефицит заботы и тепла… Мы целыми днями торопимся куда-то и забываем о том, что рядом есть те, кому нужна наша помощь: сироты, больные, просто одинокие люди. Но есть место, где о них помнят всегда. Это Марфо-Мариинская обитель милосердия. Её основала Великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова, которая в 1909 году, после того как её муж, Великий князь Сергей Александрович, был убит террористом И. Каляевым, отошла от мирской жизни и посвятила всю себя заботе об обездоленных.
По замыслу основательницы, её сёстры совмещали молитву и рукоделие с помощью мирянам, а неимущие люди могли найти здесь и утешение, и реальную помощь, прежде всего квалифицированное лечение. Хорошие московские врачи работали в местной бесплатной больнице и на специальных курсах при обители обучали сестёр основам медицины. Они ухаживали за смертельно больными, не утешая их надеждой на выздоровление, а помогая подготовить душу к переходу в вечность. Кроме того, сёстры милосердия посещали детские приюты, лазареты, помогали нуждающимся многодетным семьям.
Сёстры обители ведут аскетический образ жизни, соблюдают пост, молятся, и всё-таки самым важным считается уход за больными, детьми-сиротами, одинокими и нищими людьми. Что касается монастырских правил, они совсем необременительны и гораздо менее жёстки, чем в обычных православных монастырях: сёстры приносят обеты целомудрия и послушания, но лишь на какой-то срок (1 год, 3, 6 и более). По истечении этого времени они вольны уйти из обители, выйти замуж или же принять постриг. Эти правила установила сама Великая княгиня, говорившая, что не хочет превращать обитель милосердия в ортодоксальное церковное заведение.
Весной 1918 года преподобномученица была арестована, а в 1926 году обитель прекратила существование – здесь разместилась мастерская по реставрации икон центра им. И.Э. Грабаря, потом клуб. В Покровском храме на месте алтаря стояла статуя Сталина…
Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия началось в 1992 году, когда постановлением столичного правительства её архитектурный комплекс был передан Московской Патриархии. Ключи от главного собора обители, Покрова Пресвятой Богородицы, были возвращены Церкви центром Грабаря лишь в конце 2006 года.
Но сейчас Марфо-Мариинская обитель вновь оживает. В 2006 году, когда Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил Попечительский совет программы «Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия. К 100-летию со дня основания», начались работы по реконструкции и обновлению.
Сёстры и исполняющая обязанности настоятельницы обители Наталья Анатольевна Молибога показывают фотографии тех развалин, которые предстояло возродить к жизни, рассказывают, как жили этой зимой в деревянном домишке на территории обители и всё время посвящали возрождению «жемчужины Замоскворечья». По словам настоятельницы и монахинь, по мере возобновления исконной деятельности обитель станет Всероссийским центром милосердия, будут расширяться её образовательные, медицинские и социальные учреждения, появятся филиалы в России и за рубежом.
Благодаря усилиям сестёр обители, реставрационной фирмы «Возрождение» и, конечно, организационной и финансовой поддержке АФК «Система», этот храм души день ото дня хорошеет: по подлинным фотографиям отреставрирован архитектурный ансамбль, сейчас он выглядит точь-в-точь как при Елизавете Фёдоровне. Вновь разбиты сады и цветники вокруг Храма Пресвятой Богородицы.
Собор был построен архитектором Алексеем Щусевым в 1908–1912 годах в стиле русского модерна и по мотивам древнего новгородско-псковского зодчества. Настенную живопись в соборе выполнили Михаил Нестеров и Павел Корин. Нестеров создал здесь известные свои композиции «Путь к Христу», «Христос у Марфы и Марии», «Утро Воскресения», а также подкупольное изображение Бога Сафаофа и лик Спаса над порталом. В Покровском храме была устроена потайная лестница, ведущая в подземную усыпальницу – её расписывал Корин на сюжет «Путь праведников ко Господу». (Там первая настоятельница завещала себя похоронить.) В композициях Нестерова Христос предстаёт в окружении богомольцев с типично русской внешностью среди белоствольных берёз, что создаёт ощущение присутствия Бога на Руси. Все эти «вольности» мастер тактично подчиняет церковным канонам. Ещё одна особенность Покровского – мастерски выполненная резьба по камню известного скульптора С. Конёнкова. Это и кресты в нишах, и орнаментальные украшения.
Уже готов к приёму посетителей музейный комплекс, где можно будет увидеть подлинную обстановку кельи Великой княгини, её кабинета, молельни. Продолжается реставрация других зданий комплекса.
И это только то, что касается культурной значимости Марфо-Мариинской обители. Самое же главное – сёстры, которых в обители сейчас десять, возобновили свою социальную работу. Они не только шьют и рукодельничают, но и посещают тяжелобольных, в том числе душевнобольных. Некоторым страждущим они в прямом смысле слова помогают выжить. Например, каждую среду сёстры ездят оказывать помощь больным в Ожоговом центре института им. Н.В. Склифосовского. Кроме того, при обители существует детский приют, где сейчас воспитываются 24 ребёнка. А уже с сентября 2008 года, когда состоится официальное открытие комплекса в присутствии членов Попечительского совета, в том числе мэра Москвы Ю. Лужкова, начнут работать православная школа и пошивочные мастерские. Также в ближайших планах – размещение на территории обители детского реабилитационного центра.
Когда заходишь в ворота обители, сразу ощущаешь необычайное спокойствие. Но не отрешённость, а уверенность в том, что всё будет в порядке. Первая настоятельница монастыря, Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, посвятила большую часть своей жизни тому, чтобы окружающие люди были счастливы, и кажется, что её доброта и отзывчивость, умение принять на себя чужую боль до сих пор царят в обители. Не случайно она считается здесь вечной настоятельницей, а Наталья Молибога называет себя лишь исполняющей обязанности. Дело Великой княгини живо и нужно людям, ведь, по словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, всегда нужно поступать по совести, «проявляя христианскую любовь друг к другу, сострадая и помогая нуждающимся и обременённым тяготами жизни, помня и осознавая свою связь с историей, отеческими традициями…»