В редакцию «ЛГ» поступило письмо от жительницы Санкт-Петербурга Тамары Викторовны Головкиной с требованием убрать с Казанской улицы мемориальную доску польскому поэту Адаму Мицкевичу.
Процитировав надпись на доске о том, что в этом доме с апреля 1828 года по май 1829 года жил «великий польский поэт», Тамара Головкина отмечает, что «этот великий поэт, – как она считает, – был великий подлец. Всю свою жизнь посвятил борьбе с Россией, которую искренне ненавидел. Во время Крымской войны он был в Константинополе, где участвовал в подготовке легионеров-наёмников на войну с русскими в Крыму. Акция провалилась».
«Те, кто вешал доску, – пишет Тамара Викторовна, – наверное, не знали ни этого, ни стихов Мицкевича: «Рим создан человеческой рукою,/Венеция богами создана,/и каждый согласился бы со мною,/что Петербург построил сатана».
Но вот парадокс. В Северной столице того времени ненавидящий Россию поляк Мицкевич был обласкан русским культурным обществом, где политическая фронда всегда была в моде. Читал стихи в знаменитом салоне княгини Зинаиды Волконской. Осенью 1826 года на одном из вечеров в этом салоне Пушкин восторгался импровизациями Мицкевича и, по свидетельству современника, во время одной из них «вскочил с места и, ероша волосы, почти бегая по зале, восклицал: «Что за гений! Что за священный огонь! Что я в сравнении с ним?»
А в советские времена Мицкевича подняли в СССР на пьедестал по вполне понятным причинам – он ненавидел царизм, да ещё и в угоду тогдашней «братской социалистической Польше». Кроме мемориальной доски на Казанской ему установлен ещё и бюст – в Графском переулке. Но при этом у нас долгое время как-то стыдливо умалчивали, что Мицкевич хотя и в самом деле был выдающимся стихотворцем, один из тех, кто заложил в Польше исторические основы самой свирепой русофобии, что мы и видим сегодня, во времена СВО на Украине. А потому мемориальные доски и памятники ему в России выглядят сегодня действительно странно.
Впрочем, не так давно в Зеленоградске Калининградской области открыли ещё один памятник Адаму Мицкевичу, причём сделано это было при финансовой поддержке Министерства культуры Калининградской области. На портале регионального правительства была дана справка о том, что, мол, Адам Мицкевич был деятелем национально-освободительного движения.
Но ведь при этом Мицкевич боролся за отделение от Российской империи её территорий, то есть, говоря современным языком, был сепаратистом, да ещё и отъявленным русофобом. А поставить в Зеленоградске памятник сепаратисту решили по той причине, что поэт несколько дней в октябре 1824 года провёл в этом курортном городе по пути в ссылку в Санкт-ф. Не странно ли это в то время, когда повсюду в Европе, в том числе и в Польше, сносят сейчас памятники, хоть как-то связанные с Россией?