В сентябре 1909 года отдельным изданием вышел один из самых популярных американских романов XX века. Джек Лондон подарил миру великое произведение, в котором события складываются согласно высшим законам Вселенной, действующим независимо от того, знаем мы их или нет.
Трагедия Мартина Идена – это трагедия весьма незаурядного человека, который, не найдя истинного смысла жизни, главными целями сделал временные ценности. Идеалист, романтик, трудяга, «вулкан силы и здоровья», он поклонялся двум привычным инстинктам (продолжения рода и самосохранения), что в итоге привело к самоубийству.
С первых страниц романа автор подчёркивает рабскую зависимость главных героев от эго: агрессивность, вспыльчивость, хвастовство Мартина, категоричность, менторский тон Руфи, которая, впервые общаясь с ним, вдруг почувствовала к Идену сильное физическое влечение («Казалось, что она пробудила в себе какую-то дремавшую доселе порочность»).
Человек – это в первую очередь душа, а уже затем разум и тело. Вышеупомянутые инстинкты связаны с защитой и продолжением жизни. Однако для выживания и развития нам необходимо поставить их под контроль основного инстинкта устремления к Богу и любви. Как это выглядит на практике?
Ощущение своей вторичности по отношению к Творцу, создавшему всё видимое и невидимое; благоговение перед Ним; принятие Его воли во всём; отсутствие сожаления о прошлом, раздражения в настоящем и боязни будущего; стремление совершенствоваться на трёх уровнях с соблюдением системы приоритетов: сначала развитие души, далее – ума, интеллекта, способностей, затем – тела; непрестанное улучшение характера, образа жизни; умение соединять противоположности: смелость с осторожностью, искренность с деликатностью, мудрость с простотой, реализацию желаний с их сдерживанием.
Герои романа ищут любви. Для Мартина – это прекрасное, возвышенное и лучезарное чувство к девушке. Руфь связывает любовь с сильной привязанностью к родителям и Мартину. Причём в начале их романа с Иденом она скорее позволяла себя любить, чем любила сама. В финальной беседе героев Руфь предстаёт смелой, самоотверженной, раскаявшейся девушкой, готовой ради любимого отречься от всего, что ей дорого, сбросив с сердца железные оковы буржуазных предрассудков.
Лиззи Конноли была влюблена в Идена («Я могла бы умереть за вас»), не пытаясь по примеру Руфи перевоспитать его, и была готова сделать главного героя счастливым либо уступить другой.
Мария Сильва, у которой снимал комнату Мартин, проявляла к нему любовь, близкую к материнской; верила в Идена, делилась всем, иногда даже отдавая жильцу миску супа, предназначенную её детям. Гертруда, сестра Мартина, изнурённая тяжким трудом, старалась чем может помочь брату, защищая его от нападок своего супруга.
Дружба – один из обликов любви. Джо, измочаливший себя адской работой в прачечной и находивший отдохновение в спиртном, щедро угощая выпивкой всех собравшихся в деревенском кабачке, тревожился о напарнике, призывая Мартина восстановить силы. Умирающий Рэсс Бриссенден с первых минут их общения стремился поделиться с Иденом опытом, не стеснялся с риском для собственного здоровья остро дискутировать с ним; познакомил Мартина с «настоящими людьми», пытливыми умами Сан-Франциско; оказал товарищу щедрую финансовую поддержку.
Поклоняющийся красоте, поставивший форму выше содержания, подсевший на наркотики Бриссенден обрёк себя на душевные, физические страдания и неминуемую гибель.
Один из важнейших духовных законов выражен в Священном Писании: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его…» (Мф. 6:33). Иными словами, устремление к Богу и истинной любви через соблюдение заповедей – смысл жизни тех, кто хочет быть счастливым без каких-либо допингов.
Под Царством Божиим разумеется внутреннее состояние, которое позволяет человеку уподобиться Богу, повелевающему солнцу восходить над злыми и добрыми (Мф. 5:45). Тот, кто, приложив усилия души и тела, с Божьей помощью сможет преодолеть пороки и обрести состояние любви, способен благожелательно относиться ко всем людям, включая тех, кто ведёт себя с ним неважно: не мстить и не желать зла врагам, благословлять злословящих, молиться за обижающих (Мф. 5:44).
Ни Рэсс, ни Мартин не смогли осознать, что главная цель человека – в вечности, которой является Бог. Тех, кто семью, творчество, карьерные достижения, здоровье ставит приоритетнее Источника всего этого, неизбежно ожидает распад души, сознания и тела.
Самоубийство – один из наиболее трагичных сюжетов окончания жизненного пути людей, следовавших за ложными маяками. «Я тружусь не ради славы, а ради любви», – заявил Иден Бриссендену. Трудиться действительно нужно ради любви, но не человеческой, а Божественной, которая возрастает в наших сердцах по мере того, как они побеждают страсти.
Достигая какой-либо цели и не обретая более высокой, человек часто впадает в депрессию. Почему? Цель даёт энергию, наполняя нас силами для её достижения. Если она верная, то, получая энергию, человек расходует её без ущерба для себя и окружающего мира. Если же цель нарушает высший закон любви и развития, её носитель будет наказан. Причём своими агрессивными чувствами, мыслями и поступками он активизирует программу самоликвидации.
Любовь к людям, творчество, работа, семья, красота, сила – не цели, а средства познания Всевышнего, увеличения любви к Нему, уподобления Творцу.
Ум часто вредит на пути к Божественной любви. Мария Сильва не была семи пядей во лбу, при этом обладала добрым сердцем, умеющим сострадать, ощущать единство с другими, жертвовать, не ожидая ничего взамен. В итоге эта простая бескорыстная женщина получила от Мартина щедрое вознаграждение. Не понаслышке знакомая с бедностью, звёзд с неба не хватавшая, не мечтавшая о халяве и сказочных принцах, «отупевшая от тяжёлой работы», она стала домовладелицей и хозяйкой фермы с двумя работниками, её счёт в банке всё возрастал, дети были обуты и посещали школу.
Высокий интеллект и обширные знания не грех. Грехом становится нарушение системы приоритетов, когда ум, рациональность, логика берут верх над сердцем, душой, интуицией.
115 лет назад за океаном вышла весьма поучительная книга о молодом моряке, упорным трудом пробравшемся через тернии к звёздам. Часто голодая, не имея денег, выходной одежды для свидания с возлюбленной, столкнувшийся с непониманием и неверием в него близких Мартин Иден всё же достиг всеобщего признания своего литературного гения. Правда, это оказалась пиррова победа. Взамен пришлось продать душу и, потеряв интерес к жизни, наложить на себя руки.
Ключевым моментом автобиографичного романа Джека Лондона, позволяющим увидеть основное заблуждение главного героя, является описание чувств и помыслов Мартина после знакомства с Руфью. Опьянев от эмоций, вызванных общением с девушкой своей мечты, он начал обожествлять Руфь, «видел впереди то счастливое мгновение, когда будет наконец обладать ею».
В «Лествице», жемчужине богословской литературы, приведён удивительный случай: «Некто, увидев необыкновенную женскую красоту, весьма прославил о ней Творца и от одного этого видения возгорел любовью к Богу… Что иному могло стать рвом погибели, то ему сверхъестественно послужило к получению венца славы» (Слово 15 е).
Если самые возвышенные чувства к человеку не эволюционируют до любви к Богу, то есть любовь к части не переходит в любовь к целому, то эти чувства вырождаются в привязанность, страсть, а затем в ненависть и безразличие к объекту обожания. Согласно духовному закону, всех кумиров мы рано или поздно потеряем. Без устремления к Богу и ощущения Его первичности человек деградирует и порой самочинно уходит на тот свет.
Буду признателен за вопросы, отклики, пожелания. Присылайте их на почту eldar_karach@mail.ru c пометкой «До самой сути».