«ЛГ» возвращается сегодня к разговору о трудностях, с которыми сталкиваются люди, решившие или ещё только предполагающие заняться малым бизнесом. Дождутся ли наши активные, энергичные соотечественники реальной помощи от государства?
На первый взгляд кажется, что власть решила серьёзно помочь малому бизнесу, однако уверенности, что всё переменится, увы, нет. Слишком уж сильна у нас привычка относиться к предприимчивым людям или с подозрением, или с пренебрежением. Или – с убеждением, что их до,лжно резать лишь да стричь.
Но и махнуть на всё рукой нельзя. Потому как без них страна не сможет развиваться так, как того требует время.
ДЕЛОВЫЕ ВЫРОЖДЕНЦЫ
Всякий раз, когда в какой-нибудь экономической среде обсуждаются вопросы занятости, ВВП, инвестиций, уровня жизни, начинают ворошить тему малого бизнеса.
Однако прошло уже четверть века от теоретических изысканий представителей горбачёвской команды в деле модернизации ленинской кооперации до сегодняшнего хватающего за руки своей рекламой малого бизнеса, и, судя по напряжению публикаций и речей на конференциях, воз едет очень медленно и, наверное, не туда.
С одной стороны – волна предпринимательской активности буквально вырвала первые этажи центральных улиц под бутики и салоны. С другой – полная деградация и обезлюдение периферии.
В своё время, когда забор запретов на частный бизнес трясся и готов был пасть, мы все как-то даже не задумались: сможем ли мы стать мелкими собственниками? Насколько наши качества сообразуются с понятием хозяина?
К первой горбачёвской отмашке, разрешившей окунуться в волны экономической свободы, мы располагали уникальными качествами дисциплины и выучки фабричного рабочего, инженера и управленца. С другой стороны, мы дети и внуки колхозников и рабочих, содержащихся на цепи социальных привязок – очередь на жильё, непрерывный стаж и т.д. Во втором-третьем поколениях мы стали деловыми вырожденцами. Историческая связь с артельщиками и единоличными мастерами начала ХХ века была практически разрушена. Оставалось уповать на извечное стремление человека к свободному экономическому творчеству.
ЧТО НУЖНО ХОЗЯИНУ?
Изначально заказ общества на создание так называемого малого бизнеса был несколько иным, чем сегодняшнее де-факто. И заказ этот определялся желанием общества избавиться от товарного голода посредством сети частных (кооперативных, артельных) производственных предприятий, в которых «хозяин не позволит разбазаривать», чем очень сильно грешили тогдашние предприятия. Помню, рубщик шпона на мебельной фабрике говорил, что полномерными отходами, вывезенными на свалку, можно покрыть несколько гектаров площади…
Когда была сделана отмашка на свободное «плавание», то каждый «поплыл» на том, чем располагал. Разумеется, труднее всего пришлось пролетариям, не располагающим ничем, кроме профессиональных навыков. Довольно быстро организованные коммерческие структуры, раздобревшие на нефтяной подпитке, нашли более дешёвую рабочую силу, воспользовавшись услугами предприятий Юго-Восточной Азии.
Финансы для малого бизнеса являются тем камнем преткновения, который остужает не только горячие головы, но замораживает даже энергию взвешенных и расчётливых людей. Получить кредит работающему по «вменёнке» почти невозможно. С этой «мелюзгой» банки даже не связываются. Не знаю, как для коммерсантов, но для мастеров проценты банков просто грабительские. Поэтому очень часто мелкие хозяева прибегают к взаимовыручке, хотя никто не даст в долг своему прямому конкуренту.
Мы всё ещё не можем понять, что чем больше фирм, занятых в различных сферах производственной деятельности, тем меньше опасность конкурирующего воздействия. Поэтому логика подсказывает, что надо эти предприятия иметь в больших количествах.
Коммерция, которая на сегодня сложилась как проводник импортных товаров, – это «пятая колонна» мирового рынка. Она по определению не способна вместить в себя понятия патриотизма, поэтому подставляет обществу уродливые формы для своего дела. Однажды мой знакомый сказал: «Получается так, что пока я ложку со щами несу ко рту, из неё десять коммерсантов с чиновниками хлебанут и мне достанется только облизать её».
Да, рынок знает, что делает. Он, этот рынок, выбросил из корпусов Липецкого станкозавода (подобных заводов в мире не больше десятка) уникальное оборудование на сумму не менее трёх миллиардов рублей и разместил там торговый центр «Европа». Да, правда, теперь пара десятков бутиков на прилегающих улицах закроются, но, извините, рынок знает, что делает, – он хозяин.
А почему же хозяева столь грандиозного сооружения, равно как и мелкие коммерсанты, ради сохранения накопленных средств не вкладывают их в производства? Ответ прост, и опять всё в воле его Величества Рынка – невыгодно.
НА СОБСТВЕННОЙ ШКУРЕ
В своё время нами, наивными инженерами и мастерами, предпринимались попытки наладить производство какой-либо продукции. И опять Мировой Рынок не позволил нам существовать, ибо всё импортное по отношению к нашей продукции – демпинг.
Ввиду огромных затрат на строительство производственных объектов по зимнему варианту, теплопроизводящих мощностей, глубоко оборудованных фундаментов и трасс, тёплых жилых домов, длинных дорог, подверженных перепаду температур через ноль, непродуктивных полей, тёплой одежды и калорийному питанию мы несём гигантские издержки чего угодно, кроме льда и великолепных зимних пейзажей.
Российским мастерам потребовались годы эмпирической практики, чтобы вывести золотое правило: «Не делай то, что можно привезти извне». И ещё следствие: «В России отсутствует экономическая школа, опирающаяся на адекватные географическому, историческому и ментальному обстоятельствам факторы».
Что, выходит, призывы президентов быть конкурентоспособными несостоятельны? Да, голос рынка сильнее. По логике, прежде чем призывать производственников на благие дела, правящие элиты обязаны заключить своеобразный договор с нами: мы, власть, вырабатываем стратегическую политику защиты товаропроизводителей, а вы будьте любезны наладить производства.
А как же рынок? Он ведь сейчас хозяин… Это нелёгкий вопрос, ибо он взрастил структуры, ликвидировать которые сегодня уже невозможно.
Мне легче, чем стоящим у руля, рассуждать, что если мы хотим сохранить нацию, то нам, русским, прижатым «спиной» к арктическим льдам, надо чем-то пожертвовать. И первой жертвой должен стать экономический либерализм – его придётся «обтесать» русским топориком.
Допустим, и власть, и общество уговорили меня заняться производством, убедили, что это «всерьёз и надолго». Что мне надо в первую очередь? В первую очередь любому производственнику нужна доступная недвижимость. Та, которая досталась от СССР в виде ещё не до конца разрушенных цехов, не совсем подходит – её тяжело раздробить на мелкие сегменты, тем более что фирмачи и частники не научились кооперироваться.
АМБАР БЕЗ СТЕНЫ
Все последние годы, пока мастера занимались производственными вопросами, произошло отчуждение недвижимости в пользу пронырливых коммерсантов. И теперь последние – они уже рантье от аренды – отхлёбывают своё. Производственник оказался зажатым между трёх стен – рынком, рантье и обществом, всё ещё живущим в иллюзии, что можно «срубить бабки по-лёгкому» и чтоб «всегда капало».
На поверку вопрос с производственными площадями решается легко. Его разрешение витает в воздухе, но озвучивать никто не решается. В любом населённом пункте, где настоящих мастеров и производственников больше одного, нужно проводить политику производственных «поясов». Мы имеем огромный опыт гаражно-кооперативного строительства, который можно использовать в нашем деле. Не секрет, что определённая часть малого бизнеса не нашла другого места, кроме как в этих гаражах.
Разработав несколько вариантов зданий на одного или нескольких хозяев и встраивая эти модули в городские неудобья, образуя, если надо, маленькие «городки», мы получим то, что надо. Сразу решатся многие проблемы: помещения станут доступными, уменьшится проблема занятости. Даже транспортные проблемы ослабнут. И рынок недвижимости сразу изменится – рантье поспешат избавиться от невыгодного капитала, сбросив цены.
Весьма очевидно, что с введением подобных новшеств иные структуры в виде комитетов по поддержке малого бизнеса, бизнес-инкубаторов – этих ещё не сформировавшихся, но уже «присосавшихся», придётся либо ликвидировать, либо видоизменить, так как работающие в них не прошли никакой «боевой» практики и по большому счёту не имеют права руководить тем, чего не знают.
Эти структуры так и не родили, например, справочник, рассчитанный на человека, который должен знать, что конкретно нужно делать при регистрации, для выстраивания отношений с налоговыми и другими госструктурами.
Эти структуры не догадались организовать периодические выставки фирм-производителей, где постоянным участникам и тем более победителям, безусловно, предоставлены кредиты.
Эти структуры не смогли создать ни одной деловой газеты для мелких бизнесменов. Если что и рождается – то это сборники победных реляций.
Все эти вопросы будут решаться, по-видимому, другими структурами, рождёнными после схода пены рыночного хаоса. И опорой в этом должно стать общество, не принявшее вариант монетарно-авантюристического рынка.
А в конце я попросил бы своего президента поосторожнее призывать нас к «правильной» жизни, то есть быть конкурентоспособными, рожать детей, заниматься спортом. Это равносильно тому, что стегать розгами за плохо выметенный двор, когда все знают, что у амбара давно нет задней стены.
, ЛИПЕЦК