Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 июня 2023 г.
Искусство Культура

Обнажённая правда Геннадия Доброва

Южная Америка смотрит в глаза нашим ветеранам

15 июня 2023

Художника Геннадия Доброва, о котором не раз писала «ЛГ», нет уже 12 лет. В этом году ему исполнилось бы 85… Проникновенные размышления о мастере написаны литературным критиком Татьяной Семёновной Никитиной, знавшей мастера на протяжении нескольких лет. Увы, её тоже не стало… Публикуем фрагменты её размышлений.

«Почему Доброва интересовало трагическое и совершенно невозможное для восприятия? Он порой показывает нам чудовищные вещи, ужасные вещи, но так уравновешивает их своим мастерством и своей любовью, что это почему-то перестаёт быть отталкивающим. Эти кошмарные темы, этот разорванный мир... Другой отвернётся с диким страхом, а он с любовью и состраданием мог на это смотреть, рисовать и видеть своё.

Но разве «Освежёванный бык» Рембрандта – это о смерти? Нет! Это о жизни! О быстротечности земной жизни, о её уязвимости. Сегодня ты здесь, а завтра там. Художник заставляет думать и смотреть в глаза тому, с чем неприятно сталкиваться. Но ведь без этого жизнь неполноценна....

Этот путь дан ему изначально, это видно невооружённым глазом... И этот внутренний путь отражается во внешнем, реальном мощном пути – в географически, казалось бы, не связанных точках. Но их объединяет общая чаша страдания...

Сострадание – это особое состояние, человек с этим, видимо, рождается. Профессиональная жизнь Геннадия целиком являлась следствием сострадания как состояния духа (а не милосердия как быстрой отзывчивости). Человек может себе сказать: я буду лучше, буду помогать ближним. Но человек не может сказать: я буду сострадать.

Так всё же, почему он выбирает эти невозможные темы? Почему мы можем говорить о космосе, о звёздах? Потому что, по Канту, мы сами несём в себе частицу космоса, частицу звёзд. Художник Добров не есть зритель, он находится внутри того, что он делает, что он рисует. Именно поэтому он действует так – шоковым образом. Это принцип голой правды. В мужестве его можно поставить рядом с Верещагиным, где тот же принцип голой правды и сострадания.

Геннадий Добров, его профессиональная жизнь – это и есть обнажённая правда и сострадание, именно они – движущая сила его характера.

Именно здесь, во всём этом, выходящем за сферы эстетического, бросающего прямой вызов гуманистическим идеалам прошлых веков, он обнаруживает свою концепцию времени и свою концепцию истории.

Все, кто хоть ненадолго, мимолётно соприкасался с Геннадием Михайловичем, чувствовали масштаб его личности и его творчества. Он тащит за собой. Он втягивает, втаскивает в это сочувствие. И хочешь или не хочешь, а попадаешь туда вместе с ним. И мы тоже оказываемся внутри. Он помещает нас в своё пространство – и мы уже другие.

30 лет быть прикованным к постели.   Рассказ о медалях. Там был ад. 1975 г. 1975 г.

Есть много хороших художников, есть отдельные неожиданные выразительные находки, но это как малые реки... А есть мощная сибирская Ангара, она совсем другого масштаба. И вот у Геннадия был масштаб, колоссальный масштаб проникновения, постижения и охвата своего времени. Он видел не фрагментарно, у него не было проблемы границ. Его работы – хроники страданий, летопись нескончаемых страданий по всему миру...

И его знаменитый цикл «Автографы войны» (об инвалидах, изувеченных в Великой Отечественной), его уникальные зарисовки из бывших концлагерей Западной Европы, из музея Рейхстага, афганские работы, серии рисунков «Международный терроризм» и «Душевнобольные России» – всё это составляет художественную летопись нашего насыщенного событиями и невероятно опасного времени.

То, что сделал художник Добров для России, абсолютно уникально. Этот хрупкий, внешне очень беззащитный человек всегда рвался в огонь, на передний край, куда никто из всего творческого «цеха» не отваживался даже ступить. Он создал неповторимые хроники военных лет России конца восьмидесятых – нулевых. Всегда на переднем крае, вооружённый только карандашом и альбомом».


___________________________________________________________________________________

«ЛГ»-досье

В городе Валенсия (Венесуэла) в преддверии Дня памяти и скорби открылась выставка работ народного художника России Геннадия Доброва из серий «Реквием» и «Автографы войны». Выставка организована по инициативе наших соотечественников при содействии посольства России и Россотрудничества. Она открыла неделю русской культуры в Венесуэле. Выставка побывает в Маракае и Каракасе.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Здесь каждый становится гением

    28.05.2025
  • «Жена Марадоны»: история на двоих

    23.05.2025
  • Из Костромы через Алжир до Дубая

    23.05.2025
  • «И всё-таки жизнь – это чудо!»

    23.05.2025
  • Очень громко, но нежно

    21.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS