О проблемах обеспечения качественной литературой небольших городов и о том, как придать новый облик признанной классике, размышляет вице-президент «Эгмонт Интернэшнл» по России и странам СНГ, генеральный директор издательского дома «Эгмонт Россия» Лев ЕЛИН.
– Как давно существует ваше издательство?
– Издательство «Эгмонт Россия» было создано в 1992 году как дочерняя фирма старейшего в Европе датского издательского концерна «Эгмонт Интернэшнл холдинг», имеющего представительства в 25 странах мира. История же датского издательства началась с маленькой типографии, которую открыл Эгмонт Петерсен 15 мая 1878 года. С момента своего возникновения и по сегодняшний день «Эгмонт Россия» специализируется на выпуске книг и журналов для детей. Сейчас наше издательство выпускает ежегодно более 1000 наименований книг для детей и подростков и 25 ежемесячных детских журналов. Мы издаём подарочные, музыкальные и развивающие книги и художественную литературу. «Эгмонт» является официальным лицензиатом компаний Disney, Mattel, Warner Brothers и других мировых брендов.
– Можно подробнее рассказать об отечественных книгах, которые вы издаёте?
– Сразу хочется вспомнить, что три года подряд книги нашего издательства становились лучшими детскими книгами года: в 2003 году это были сборники рассказов и стихов современных российских писателей «Классики», в 2004 году – «Убежище» Кира Булычёва, в 2005-м – альбом «333 кота» с иллюстрациями Виктора Чижикова, автора олимпийского Мишки, и стихами Андрея Усачёва. К нынешней книжной ярмарке выходят в свет новые книги юмористической серии «Школа прикола» «Мамонт, папонт и остальные» Михаила Яснова и «ПолуУмные стихи» Александра Жорина. Кроме того, в этом году у нас появятся новые книги серии «Великие тайны истории» с моделями внутри издания, интерактивные издания с объёмными панорамами «Покорители небес» и «История кораблекрушений», уникальное издание с панорамными изображениями самых знаменитых зданий мира «В поисках Золотого города».
– Какие тенденции вы наблюдаете в своей области книжного рынка?
– Очень заметны два обстоятельства – это растущая роль кинопроката и развитие российских брендов. Как только выходит какой-нибудь приключенческий фильм, продажи книг, связанных с этим фильмом, увеличиваются в несколько раз. Во сколько именно – зависит от успеха фильма. Тиражи могут быть и по 500–600 тысяч, но это если фильм действительно очень громкий, скажем, «Пираты Карибского моря». Сейчас идёт настоящая борьба между издателями за права на такие книги по фильмам.
При этом наши российские анимационные фильмы тоже дают весьма ощутимый эффект. А такие бренды, как «Смешарики» и «Лунтик», заняли достойное место на нашем рынке и скоро появятся в Европе, то есть мы переходим от чистого импорта западных проектов к экспорту своих. Это знаковый момент – российская книжная продукция наконец-то выходит на европейский рынок.
– А какие проблемы вам мешают?
– Из проблем следует назвать такую: российский рынок распространения растёт недостаточно быстро и вдобавок болезненно, процент продаж не увеличивается, а проникнуть в небольшие города с населением менее 500 тысяч практически не удаётся. Если крупные издательства, у которых есть свои типографии и книжные магазины, идут в маленькие города, то сколько бы они ни говорили, что магазины – это отдельный от издательской деятельности бизнес, на самом деле в таких магазинах книг других издательств будут единицы, и совсем не обязательно те книги, которые издательство хотело бы продвинуть. И, к сожалению, нельзя надеяться, что в течение ближайших 2 – 3 лет эта ситуация изменится. Те, кто поначалу шёл в регионы, вынуждены были затормозить. Рост идёт за счёт развития массмаркета и специальных детских магазинов, но он идёт значительно медленнее, чем хотелось бы... Массмаркет – это продажа книг, скажем, в супермаркетах. Сам по себе рост продаж, который обеспечивается таким образом, это плюс, но есть и минусы. Человек, который покупает там книгу, изначально пришёл не за книгой, поэтому он не настроен вдумываться, тщательно выбирать, покупка книги является случайной, спонтанной. Для массмаркета подходит ограниченный набор книг, прежде всего раскрученные бренды и знаменитые авторы. Это заставляет нас дополнительно работать и над качеством оформления книг, но вот с точки зрения развития литературы массмаркет – место далеко не идеальное.
– Вдобавок рынок детской литературы весьма консервативен, влияет ли это на вашу деятельность?
– Да, такая особенность есть. Родители предпочитают покупать детям те книжки, на которых когда-то выросли сами. И мы запустили новый проект «Золотая классика. Русский проект», выпускаем советских авторов в принципиально новом оформлении. Ещё три года назад я говорил, что на такое никогда не пойду, зачем быть пятидесятым по счёту, кто издаёт эти книги. Но ведь если вдуматься, то большинство переизданий классиков отечественной детской литературы представляют собой либо кальку со старых изданий, либо новый вариант, но оформленный по принципу максимальной дешевизны. И вот мы всё же решились выпускать книги классиков с иллюстрациями современных молодых художников, но очень хороших художников, а не штамповщиков. Вышли в этой серии книги Агнии Барто и Бориса Заходера, скоро появятся долгожданные книги Корнея Чуковского. Кроме того, мы готовим сборник сказок и стихов Чуковского с иллюстрациями великолепного художника Александра Кошкина.
– Работаете ли вы, несмотря на это, с современными авторами?
– Среди наших авторов – Андрей Усачёв, автор более 70 детских книг, песен, стихов, мультфильмов, и Сергей Георгиев, которого все знают по киножурналу «Ералаш», а также по его многочисленным книгам. Мы уделяем особое внимание современным российским авторам, стараемся последовательно приобщать читателя к творчеству нового поколения детских писателей. Вот, например, Артур Гиваргизов, мастер смешных рассказов. За свою первую книгу «Со шкафом на велосипеде» он был удостоен премии «Алые паруса» в номинации «Проза». У нас вышла и вторая его книга – «Записки выдающегося двоечника». На следующий год мы планируем запустить серию «Ироническая энциклопедия», которую он будет редактировать. Ещё мы хотим попробовать сочетать произведения новых авторов, наших современников, с новым вариантом оформления, который будет изысканным, такой продвинутый современный вариант. Он с большим трудом проникает на наш рынок, а мы делаем целую серию, это некоммерческий проект, явно не для массмаркета. Мы рассматриваем подобные проекты изначально не как коммерцию, но как наш собственный вклад в развитие отечественной детской литературы.
Страницу подготовила