Арслан Хасавов – человек яркого общественного темперамента. Он много высказывается в защиту интересов педагогов и решает их проблемы в рамках Общественного совета при Министерстве просвещения России; активно выступает в СМИ и отдаёт много времени и сил освещению проблем образования в «Учительской газете». В интервью «ЛГ» он рассказал о совмещении литературы и журналистики и о новой жизни главного педагогического издания страны.
– Арслан, не так давно в журнале Millionaire вышел ваш рассказ «Сирена», посвящённый событиям в Сирии. Чем вдохновила вас работа в горячих точках?
– Поездки в горячие точки, наверное, в первую очередь связаны с какими-то личностными особенностями, а уже потом с профессиональным интересом. Мне было важно покинуть привычную реальность и окунуться в другой мир. В данном случае – увидеть людей, живущих в условиях непрекращающихся военных действий и террористических актов. Это трагедия, которая не может оставить равнодушным. К слову, в Сирию я ездил на свой страх и риск – без каких-либо аккредитаций, медицинских страховок и так далее. Этому очень удивился президент Владимир Путин, когда в ходе одной из своих пресс-конференций перехватил инициативу и стал задавать мне очень много уточняющих вопросов, а в финале даже по-доброму подшутил над моими поездками. Этот диалог, транслировавшийся в эфире всех основных федеральных телеканалов, разлетелся по соцсетям и на время даже стал интернет-мемом.
– А где в случае работы с таким материалом пролегает грань между литературой и журналистикой?
– Наверное, прежде всего на уровне фантазии. В журналистских репортажах я документировал увиденное и представлял противоборствующие силы с их мотивацией, лишь немного затрагивая область чувств и эмоций. Если же говорить об упомянутом вами рассказе, то его сюжет – выдумка. В основу лёг древнегреческий миф о сиренах. Мне показалось любопытным обыграть его на современном материале – так и получилась эта короткая история любви на фоне войны.
– В последние годы заметна ваша общественная деятельность на многих фронтах – как журналиста, который много высказывается на самые остросоциальные темы, как редактора издания, которое стоит на страже интересов педагогов. Но многие помнят вас как литератора: в 2014 году, например, вы получили премию «Дебют» за эссеистику. Вы сейчас отошли от литературного творчества?
– Литературное творчество и журналистика в моём случае всегда сосуществовали. С одной стороны, я писал художественную прозу, с другой – колонки на самые разные темы, касающиеся российской и международной политики, рецензии на книжные новинки. Наверное, не зря упомянутую премию «Дебют» в 2014 году я получил именно в номинации «эссеистика» – в жанре, находящемся на стыке художественной литературы и журналистики. Тем не менее в 2017 году в литературном журнале «Нева» вышел мой роман «Лучшая половина».
Сейчас я много работаю в жанре интервью – открылся большой пул потенциальных героев, в том числе политиков и чиновников первого ряда, от чьих решений нередко зависит судьба огромного числа людей.
Уверен, что опыт – и журналистский, и редакторский, – который продолжает стремительно накапливаться, поможет, когда мне вновь захочется написать что-то в прозе.
– Неужели никогда не хотелось бросить всё и вернуться к предназначению литератора, миссии творца?
– Слово «миссия» мне не близко, скорее я бы говорил о потенциале, который можно пытаться развивать или, напротив, не развивать, ссылаясь на многочисленные обстоятельства.
Я стремлюсь к тому, чтобы в моей жизни всё было в гармонии и не отменяло одно другое: чтобы литература и журналистика, общественно-политическая деятельность, личное счастье и счастье моих близких шли рука об руку.
– А к чему подвигали вас ваши родители? Ваш отец – Дагир Хасавов, очень известный адвокат, – говорил вам: «Будь как тот-то или тот-то»?
– Спасибо вам за этот вопрос. Родители – и я им очень за это благодарен – мало говорили и много делали. У отца я научился тому, каким должен быть мужчина, как нужно относиться к семье и делу своей жизни. Сейчас он проходит самые сложные испытания, отчасти повторяя судьбу своих репрессированных родителей, но и это делает достойно. Я по-настоящему восхищаюсь им и горжусь силой его духа.
В нашей семье, согласно традициям и обычаям, не было каких-то долгих разговоров по душам, но был личный пример, который помогает мне каждый день.
Родители всегда поддерживали мои интересы – организационно и финансово, стремились к тому, чтобы мы с сестрой ни в чём не нуждались. В детстве я перебрал множество спортивных секций, творческих мастерских, прочитал сотни – в том числе и, как оказалось, не самых нужных мне – книг, довольно часто менял школы. Эта привычка, наверное, повлияла и на выбор вузов – бакалавриат я окончил в МГУ, магистратуру – в НИУ «Высшая школа экономики», а аспирантуру – в РАНХиГС при Президенте РФ. Родители внимательно следили и продолжают следить за моим развитием, но никогда не пытались навязать свои интересы.
Это вроде бы так просто, но попробуй повтори. Совсем недавно у меня родилась дочка, и когда моя супруга спрашивает меня, кем я хочу её видеть, отвечаю: тем, кем она сама захочет. Надеюсь, мне хватит на это внутренних сил.
– Вы – профессиональный журналист. С 2019 года возглавляете «Учительскую газету», где ранее работали в должности редактора одного из отделов. Читатели отмечают заметную реорганизацию издания. Расскажите, пожалуйста, как складывается жизнь газеты сегодня?
– Так сложились обстоятельства, что в начале 2019 года Пётр Положевец, который был главредом «Учительской газеты» на протяжении 28 лет, перешёл на должность исполнительного директора благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее». Он и предложил мне занять это кресло. Кстати, точно так же в связи с переходом на новую должность в своё время бразды правления газетой Петру Григорьевичу передал Геннадий Селезнёв, ставший впоследствии председателем Государственной думы.
Признаюсь, для меня решение принять данное предложение не было очевидным – я взял тайм-аут, чтобы посоветоваться с близкими и всё хорошенько взвесить. Всё-таки это серьёзный груз ответственности. Такое доверие нельзя не оправдать.
Если же говорить о стратегии, то для меня было принципиально важным сохранить всё то, что накоплено за более чем 95-летнюю историю издания, но вместе с тем мягко, но последовательно обновить его, попытаться придать ему дополнительной динамики.
В «Учительской газете» работает уникаль ный коллектив, который складывался на протяжении многих десятилетий. Признаюсь, я беспокоился – поддержат ли они мои предложения по экспериментам с героями наших публикаций, авторами и стилем подачи отдельных материалов. И, вы знаете, сочетание многолетнего опыта и свежих идей, которые мы вместе стали вырабатывать, дало определённый эффект.
Очень рад и тому, что Пётр Положевец согласился возглавить редакционный совет газеты и по мере возможностей помогает в её развитии.
Ядро нашей аудитории – учителя, но мы делаем всё для того, чтобы газета могла быть интересна любому, кто возьмёт её в руки. Иными словами – это путь сохранения авторитетной независимой экспертной позиции профессионального издания, но и новое включение в конкуренцию с крупными федеральными СМИ.
– Арслан, вы также вошли в Общественный совет при Министерстве просвещения Российской Федерации. Расскажите, пожалуйста, что это за орган?
– В Общественный совет при Министерстве просвещения входят двадцать человек, которые осуществляют контроль за деятельностью ведомства. С системой образования страны так или иначе связаны все, многие обращаются со своими проблемами и предложениями в «Учительскую газету» или ко мне личн о. Будем стремиться сделать так, чтобы эта площадка стала по-настоящему действенным инструментом для реализации интересов граждан.
– Как влияет пост главного редактора на общественное поведение? Не возникает ли чувства, что неосторожный жест может повредить делу?
– И да и нет. Глупо отрицать, что вес высказывания главного редактора федерального издания гораздо выше, чем, условно говоря, свободного художника. Конечно, я учитываю это, когда формулирую в общественном пространстве свою позицию относительно тех или иных событий. Однако против совести и убеждений никогда не иду.
Вы прекрасно знаете, что порой я максимально жёстко озвучиваю свою позицию, в том числе и на телевидении. Я был одним из немногих, кто защищал избитую в одной из школ учительницу – даже ценой включения меня в стоп-лист очень популярной программы. При этом, когда выпуск вышел в эфир, телефоны редакции просто обрывались – звонили со всей страны, чтобы поблагодарить за выступление. Эти человеческие эмоции для меня значат гораздо больше, чем сценарий, который я, как оказалось, нарушил.
«ЛГ»-ДОСЬЕ
Арслан Хасавов – журналист, прозаик, главный редактор «Учительской газеты». Родился в 1988 году в Ашхабаде (Туркменистан). Окончил Институт стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова, магистерскую программу «Менеджмент в СМИ» НИУ «Высшая школа экономики». Лауреат независимой литературной премии «Дебют», Всероссийского конкурса молодых журналистов» международников, ряда других премий.