Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Клуб 12 стульев

Обновлённый Бендер

01 января 2007

КУЛЬТПОХОД

Впервые за последние 50 лет на столичные подмостки вырулил автомобиль «Антилопа-Гну». В театре «Эрмитаж» вышел спектакль, поставленный по второму великому роману основоположников. Однако, увидев на афише название, гласящее «Золотой телёнок, или Возвращение в Одессу», и узнав о продолжительности спектакля в четыре с половиной часа, администрация не взяла на себя ответственность самолично разбираться в искусстве. Мы решили обратиться к видному российскому ильфологу и петроведу Витольду САЗАНСКОМУ, автору таких изрядно нашумевших каждое в своё время исследований, как «Дискурс Бендера и ракурс Грицацуевой» (1997), «Не надо, Паниковский!» (2003), а в последние годы разразившегося двумя программными новаторскими трудами «Васисуалий Лоханкин. Нищета философии», а также книгой путевых очерков «И моя одноэтажная Америка».

– Витольд Кузьмич, ваши первые впечатления от премьеры?
– Отвечу словами крылатого литературоведческого высказывания: «Эта штука сильнее, чем «Фауст» Гёте». Перед нами не что иное, как образец конгениальности, помноженной на гиперактуальность и в итоге дающей на выходе незамутнённую концептуальность.
– Не могли бы вы пояснить…
– Стыдитесь, юноша! Чего стоит один только отнюдь не бутафорский водоём?! А натуральнейшие лодки, в которых размещены в акватории партера зрители первых рядов?! А полярный лётчик Севрюгов, выросший до одного из центральных персонажей, вознесённый под самые колосники?! А служащие «Геркулеса», наконец, трансформированные путём банальных надувных костюмов в подлинно босховские фигуры?! Режиссёр М. Левитин, несомненно, голова. Но и автор инсценировки В. Семеновский тоже голова. На пару им удалось поговорить с публикой не только об авантюризме и бюрократизме, но мощно раскрыть темы возрождения здорового консерватизма, исторической обречённости коммунизма, генезиса постмодернизма, а также антисемитизма, космизма и пуризма. И главное – название, в котором всё сказано. «Возвращение в Одессу»! Хватит уже этого стыдливого эзопова языка – пора назвать вещи своими именами! Мы должны вернуться! (Впадает в раж.) Черноморск, то бишь Одесса, был и остаётся....
– Кончайте базар, Витольд Кузьмич! Лучше скажите о фигуре Остапа Бендера.
– Артисту Арс. Ковальскому при всём его обаянии не хватает веса. Фигурально, естественно, выражаясь. Да, заявленную театром установку на романтического героя следует признать на сегодняшний день наиболее соответствующей запросам времени. Пора решительно вырвать О.И. Бендера из болота чисто смехового, сатирического болотца! Он достоин стать подлинным героем нашего времени. И «Эрмитаж» делает решительные шаги в этом направлении. Если бы ещё не эта чеховская мерехлюндия в третьем акте...
– А мне, напротив, показалось, что в отличие от явной затянутости и сумбурности двух первых актов именно третий с его лиризмом и ностальгической интонацией…
– Когда кажется – креститься надо! И вообще отойдите от меня со своим детским лепетом и жалким умом – тоже мне, Александр Гордон наполовину с Тиной Канделаки выискался… 

В полной мере
соответствовать
уровню собеседника
оказался неспособен
 

наш корр. Гав. ЦЕПНОЙ

Обсудить в группе Telegram

Гав. Цепной

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Я в неё учился

    26.06.2025
  • Юмор должен быть умным!

    25.06.2025
  • Стихотворные заметкости

    20.06.2025
  • Иронические стихи

    19.06.2025
  • Повелитель Кремниевой долины

    18.06.2025
  • Рвотное

    2064 голосов
  • Крыса и Уж

    1638 голосов
  • Кусательное

    1020 голосов
  • Сын за отца отвечает

    816 голосов
  • Маразмиады

    658 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS