Впервые за последние 50 лет на столичные подмостки вырулил автомобиль «Антилопа-Гну». В театре «Эрмитаж» вышел спектакль, поставленный по второму великому роману основоположников. Однако, увидев на афише название, гласящее «Золотой телёнок, или Возвращение в Одессу», и узнав о продолжительности спектакля в четыре с половиной часа, администрация не взяла на себя ответственность самолично разбираться в искусстве. Мы решили обратиться к видному российскому ильфологу и петроведу Витольду САЗАНСКОМУ, автору таких изрядно нашумевших каждое в своё время исследований, как «Дискурс Бендера и ракурс Грицацуевой» (1997), «Не надо, Паниковский!» (2003), а в последние годы разразившегося двумя программными новаторскими трудами «Васисуалий Лоханкин. Нищета философии», а также книгой путевых очерков «И моя одноэтажная Америка».
– Витольд Кузьмич, ваши первые впечатления от премьеры?
– Отвечу словами крылатого литературоведческого высказывания: «Эта штука сильнее, чем «Фауст» Гёте». Перед нами не что иное, как образец конгениальности, помноженной на гиперактуальность и в итоге дающей на выходе незамутнённую концептуальность.
– Не могли бы вы пояснить…
– Стыдитесь, юноша! Чего стоит один только отнюдь не бутафорский водоём?! А натуральнейшие лодки, в которых размещены в акватории партера зрители первых рядов?! А полярный лётчик Севрюгов, выросший до одного из центральных персонажей, вознесённый под самые колосники?! А служащие «Геркулеса», наконец, трансформированные путём банальных надувных костюмов в подлинно босховские фигуры?! Режиссёр М. Левитин, несомненно, голова. Но и автор инсценировки В. Семеновский тоже голова. На пару им удалось поговорить с публикой не только об авантюризме и бюрократизме, но мощно раскрыть темы возрождения здорового консерватизма, исторической обречённости коммунизма, генезиса постмодернизма, а также антисемитизма, космизма и пуризма. И главное – название, в котором всё сказано. «Возвращение в Одессу»! Хватит уже этого стыдливого эзопова языка – пора назвать вещи своими именами! Мы должны вернуться! (Впадает в раж.) Черноморск, то бишь Одесса, был и остаётся....
– Кончайте базар, Витольд Кузьмич! Лучше скажите о фигуре Остапа Бендера.
– Артисту Арс. Ковальскому при всём его обаянии не хватает веса. Фигурально, естественно, выражаясь. Да, заявленную театром установку на романтического героя следует признать на сегодняшний день наиболее соответствующей запросам времени. Пора решительно вырвать О.И. Бендера из болота чисто смехового, сатирического болотца! Он достоин стать подлинным героем нашего времени. И «Эрмитаж» делает решительные шаги в этом направлении. Если бы ещё не эта чеховская мерехлюндия в третьем акте...
– А мне, напротив, показалось, что в отличие от явной затянутости и сумбурности двух первых актов именно третий с его лиризмом и ностальгической интонацией…
– Когда кажется – креститься надо! И вообще отойдите от меня со своим детским лепетом и жалким умом – тоже мне, Александр Гордон наполовину с Тиной Канделаки выискался…
В полной мере
соответствовать
уровню собеседника
оказался неспособен
наш корр.