Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Обочина в беспокойстве

01 января 2007

ОБЪЕКТИВ

Беркем аль Атоми. Мародёр: Роман. – СПб: Крылов. – 416 с.

Эта книга не из тех, которые «нравятся – не нравятся». Вам нравится инструкция к кофеварке? А ведь читаете.
Прочесть «Мародёра» нужно было ещё три года назад, когда текст романа впервые появился в Сети. Для тех, кто это сделал, реальность истончилась, истлела. Телевизор и бутылка пива в руке показались чем-то малознакомым, лишним. Проморгавшись, новообращённые стали сбиваться в стаи, сумрачно вполголоса вести серьёзные разговоры:
«Значит, так. Двенадцать топоров, курево, аспирин, сто коробок спичек «Охотничьи»… Нет, лучше пятьсот коробок. Зажигалки не проканают: газ и бензин выдохнутся, утратят свойства. Оружие… где б взять оружие?!»


Прежде чем приоткрыть завесу тайны над содержимым книги, позволю себе небольшое философское отступление. Коротенько, минут на сорок.

В биологии существует понятие ценоза, системы питающих друг друга существ. Скажем, определённый жучок ест только хвою сосны определённого вида, определённый вид птиц питается только этими жучками, а необходимые им всем сосны растут только в опредёленной почве, удобряемой помётом этих определённых птиц. Такие виды, нуждающиеся в постоянстве окружения, называются «ценофилами».

Ценоз – метафора общества. Преступник даёт работу адвокату, адвокат пользуется кредитом в банке, банкир создаёт условия социального неравенства и обеспечивает работой преступника.

Но в природе бывают и «ценофобы», существующие в зазорах между ценозами. К ним, например, относятся все растения, которые мы привыкли называть сорняками. Сорняки растут (и ещё как!) там, где нарушена система ценоза. Например, вспахан луг. Или произошла революция. Шариковы и Швондеры незаметно жили на обочинах и в закутках империи, пока не грянул 1917 год.

В живой природе ценофобы являются важнейшим эволюционным фактором. Дело в том, что в системах преобладают механизмы регуляции и ограничения, в то время как вне систем – механизмы приспособления. А приспособление – мотор эволюции. Не лень «двигатель прогресса», а голод, холод и страх.

Именно ценофобами были когда-то млекопитающие, вытеснившие затем рептилий и тетрапод. Эволюция первого возникшего на границе леса и степи человека тоже была историей выживания ценофоба.

Ценофобы, сорняки и помоечники – живое доказательство теоремы «Последние станут первыми». Первохристиане-катакомбники, немногочисленные сподвижники Темучина, будущего хана Чингиса. Уйти на обочину, провалиться в щель – значит уступить сытым их настоящее, оставив за собой будущее.
Это если уйти.
Но кто много говорит, мало делает. Уже и гром гремит, и петух клюв навострил, по телевизору прозвучала кодовая фраза «Россиянам не следует опасаться кризиса», под которую первые десятки тысяч людей потеряли работу, а среди читателей «Мародёра» всё тот же обстоятельный мужчинский бубнёж: «Если буржуйку кирпичом обложить, тепло дольше держаться будет… не-е, фигня, главное изгибы трубы… Камраден, а кто маты из камыша плести пробовал?»…
Что делает мальчик, если книжка про пиратов ему понравилась? Вырезает из доски саблю и начинает играть. Можно понасоздавать в Интернете «форумов», чтобы наподольше продлить пребывание в полюбившейся книге.
Кстати, о книге, чуть не забыл. Типа сюжет.

Нефть не то чтобы закончилась, закончилось терпение наблюдать, как Россия кобенится, делая вид, что эта нефть у неё есть. И в результате то ли «бархатной революции», то ли закулисных манипуляций с правительством реализуется план совместного использования российской нефти всем человечеством. Под присмотром Соединённых Штатов, естественно. Это выливается в реализацию «Плана Киссинджера» (или кого там): Россия полностью утрачивает суверенитет и территориальную целостность, в ней остаётся ровно столько населения, сколько нужно для обслуживания буровых и трубопроводов. Остальных не уничтожают, нет. Просто предоставляют самим себе.
И вот тут фантастика заканчивается.

Начинается наше общее спинномозговое «Верю!». Именно этого мы особенно боимся теперь, когда не следует опасаться кризиса, именно этого ждём: что нас оставят без школ, больниц, электричества, газа, бензина, магазинов и милиции, какая ни есть. Просыпаешься в одно прекрасное утро на своём двенадцатом этаже, открываешь кран, а вода не идёт. Снимаешь трубку позвонить в ЖЭК, а телефон не работает. Выглядываешь в окно, а там…

Что там, описано в романе подробно и не без художественного изящества. Первыми закончатся «просто люди». Потом – крутаны и герои. Дольше всех продержатся мародёры. Одиночки. Те, кто вовремя провалился в щель.

Евгений Маликов, наш литературкинский специалист по высокому искусству, морщится, а я человек привычный, скажу со всей ответственностью: книга замечательная в своём жанре. Не смотрите, что матом, не смотрите, что топор висит от специфического юмора офицерских училищ, это специально так. Читатели (те, которые в основном и клюнули: молодые городские мужчины, не служившие в армии, материально не зависящие от родителей и не собирающиеся жениться; в популярной американской социологии таких называют «кидалты», детьзрослые), когда их возвышают до вкушения именно такого стиля, чувствуют себя как-то мужественнее, как-то просмолённее ветрами, легче входят в игру. Вместе с тем автор (или группа авторов, или работающий по заданию Тайного Правительства авторский институт) демонстрирует недюжинные способности к построению художественного образа. Это вам не «юмористическое фэнтези» и не «боевая фантастика», тут настоящая литература порылась.

И что особенно приятно – вдали от ценоза и цистита «престижных премий», «интеллектуальных ярмарок» и дискуссий. В полном соответствии с теорией, на литературной обочине. Не «где светлее», а там, где люди живут.

Лев ПИРОГОВ

Обсудить в группе Telegram

Лев Пирогов

Лев Пирогов (родился в 1969 г.), публицист, лит... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS