Наверняка многим политологические видения и прозрения автора покажутся чрезмерно экзотическими и не имеющими отношения к реальности. Однако сам автор утверждает, что «это на практике отчасти и происходит, но мало кто обсуждает эти процессы». И доля истины в этом утверждении есть. А значит, есть что обсуждать. Подпольные процессы всегда опаснее и непредсказуемее тех, о которых известно обществу.
Что же касается самих идей…
Одна из них – «выбор меньшего из двух зол». Мысль очень даже знакомая. Разделение на «чистых» и «нечистых», «своих» и «чужих», «социально близких» и «социально чуждых» не раз в истории становилось руководством к действию самых разных политических сил. Принося кое-какие сиюминутные выгоды и победы, неминуемо приводило к торжеству беззакония, насилия, нравственному разложению. Примеров – тьма.
Особо же следует остановиться на идее отложить до лучших времён мораль и закон. «А там, возможно… Но это будет потом…»
Удивительное всё-таки дело! Не успели очухаться от большевистского подхода – «классовая мораль», когда всё позволено во имя победы революции. Только стали приходить в себя от нравственного опустошения 90-х годов, когда новорождённый российский бизнес с поразительным упоением демонстрировал свою аморальность, внеморальность и постморальность. Когда обществу высокомерно объясняли, что бизнесмена может и должна интересовать только прибыль, выгода, никакие иные соображения просто не принимаются во внимание.
Вспоминается давний уже разговор с довольно молодым ещё бизнесменом, убеждённым, что он схватил бога за бороду, потому как успел получить лицензию на экспорт нефти и удачно играл в аттракционе «Пирамида ГКО». О, это была целая философия! Весьма сильная и по-своему увлекательная.
– Нас пичкали идеалами, а реальность – это насилие, – снисходительно объяснял он. – Или тебя насилуют, или ты насилуешь. Когда ты думаешь о бизнесе, надо освободиться от понятий хорошего и плохого, морального и аморального. Должна быть лишь одна мысль: «Победить! Взять! Отнять!»
Кстати, очень скоро на этого героя напал волк покрупнее и отнял у него весь бизнес. И осталось нашему герою только горько причитать: «Ни стыда, ни совести у людей нет!»
Наш выдающийся социальный мыслитель Александр Зиновьев говорил, что люди биологически предрасположены к тому, чтобы больше взять, но меньше дать, им не нужно объяснять, что своя рубашка ближе к телу, что нельзя не порадеть родному человечку. Такова природа человека. Но…
Прогресс общества предполагает выработку способов ограничения этих самых примитивных законов поведения. Собственно, он в этом и заключается, этот самый прогресс. Мораль, право – как раз средства такого ограничения.
И потому людей веками приучали соотносить своё поведение с ними. В их отсутствие общество погружается в насилие, безответственность, обман, серость. В нём воцаряются хамство, тоска, раздражение, постоянное ожидание худшего. Оно обречено на застой и хроническое гниение. Такое общество – лёгкая добыча соседей и конкурентов.
Уж этот-то урок вроде бы пора и усвоить! Нет, нам опять предлагают отложить мораль до лучших времён. Выдать своеобразные индульгенции «своим». Стоит ли?
Ждём откликов читателей по адресу – gromov@lgz.ru