Евгений Лесин. Кормление уток на берегу реки Сходни.
Стихотворения. – М.: ИПО «У Никитских ворот», 2019. – 100 с.
У поэта Евгения Лесина репутация «газетчика». И не только потому, что он – ответственный редактор приложения «Независимой газеты» «ExLibris», но и благодаря особенностям поэтики. Недаром журналист Владимир Соловьёв называет Лесина «антилетописцем своей эпохи» и характеризует его как «каждодневного поэта», который «держит руку на пульсе своей страны». А основатель и главный редактор журнала «Наша улица» Юрий Кувалдин в своём эссе сообщает, что, хотя поэт учился в Литинституте, «главное литературное образование Евгений Лесин получил на улице, как и всякий приличный писатель. У ларька. В подворотне. Зимой в подъезде у батареи». Литературные критики и коллеги по поэтическому цеху отмечают, что для стихов Евгения Лесина характерно наличие сюжета. И хотя произведения, собранные в книге «Кормление уток на берегу реки Сходни», – стихи, они имеют много общего с публицистикой.
Москву сожгли в 12-м году,
Но не виню французские войска я.
Большой плакат в сияющем аду:
Благоустройство улицы Тверская.
Бывало и похуже иногда.
Помпеи, например, и Геркуланум.
Вулкан благоустроил города
Согласно замечательным генпланам.
В книге Евгений Лесин выступает не только как поэт, но и как журналист, о чём так и говорит в своих строках:
Теперь купить билеты ТАТ
Не то что вовсе невозможно,
Но и непросто. Осторожно
Обозреваю Москвабад.
Открывая поэтический сборник, читатель видит зарисовки современной Москвы, обнаруживает самые острые проблемы сегодняшней России, от благоустройства до безработицы.
Вставайте, сволочи, с колен,
Бросайте пьяную икоту:
«Московский метрополитен
Вас приглашает на работу».
Москву Лесин показывает подробно, в мельчайших деталях. Он словно приглашает читателя побродить вместе по современной столице, мимоходом сожалея об утраченной Москве и сокрушаясь о будущем, уготовленном родному городу («Чистый пруд скоро станет элитным, а значит, и платным», «Стоит Волоколамское шоссе. Здесь танки не пройдут, здесь вечно пробки», «Деревья губят по Москве: Озелененье»).
Внимание к актуальным темам, вообще, характерно для творчества Евгения Лесина. Поэт пишет хлёстко, прямо, без иносказаний, «в лоб». Читаешь – и будто пробуешь привычное блюдо, щедро приправленное перцем. Но основная «специя» – это всё-таки горечь, смешанная с досадой и сожалением, переходящими в отчаяние.
Ничего, что опять шестерим,
Что всегда повышают налоги,
Все дороги ведут в Третий Рим,
Так закрой свои бледные ноги.
Последняя строка – почти дословная цитата из Брюсова. И такие реминисценции в поэзии Евгения Лесина встречаются часто. Он словно вплетает их в полотно собственного поэтического пространства, причём делает это так мастерски, что, читая, и удивляешься, и очаровываешься, узнавая цитату. У Лесина встречаем отсылки к Окуджаве («Заказывай оркестрик, фраерок, / Надежды очень маленький оркестрик»), Высоцкому («Когда вода всемирного потопа / Обрушилась недавно на Москву…»), Булгакову («Болит голова у Понтия Пилата…»).
Несмотря на циничность и прямоту, а местами – иронию, несмотря на доходящее порой до отчаяния неприятие происходящего, Евгений Лесин с уверенностью заявляет: «Всё равно я в нашем аду каждый круг люблю и квадрат» – и доносит до читателя важную мысль – о том, что мы все живём на одной планете:
Сегодня у нас воскресенье.
И в городе даже красиво.
И в баночке стынет варенье.
Какое? По-моему, слива.
А рядом с вареньем печенье.
А мы все недавно с ковчега.
Висит на стене объявленье:
«Возможно падение снега»…