«КомпасГид» – издательство, выпускающее детско-юношескую литературу. Сегодня у нас в гостях главный редактор Виталий ЗЮСЬКО.
– Ситуация с подростковой литературой в России вызывает серьёзные опасения. Если я не ошибаюсь, по данным Российской книжной палаты, подростковой аудитории адресовано книг примерно в четыре раза меньше, чем дошкольникам! Ряд крупных издательств отказывается от подросткового направления, и в том малом количестве книг, предназначенных читателям от 10 до 16 лет, практически отсутствуют произведения о современных реалиях жизни российских подростков. В основном издаются, конечно же, фантастика, фэнтези, детективы. Издательства, избегающие рыночных рисков и издающие книги исключительно коммерчески успешных, то есть развлекательных, жанров, формируют и сам рынок, и вкусы у молодой аудитории. А где возможность выбора? Неужели современный подросток сможет найти отражение своей реальной жизни, своих чувств, надежд в магических артефактах и волшебных способностях?!
– Какие книги вы выпускаете?
– Самый первый и один из самых серьёзных книжных проектов «КомпасГида» – сборник для детей старшего и среднего школьного возраста «1989. Десять историй, которые прошли сквозь стены», который объединил десять рассказов (разных литературных жанров), посвящённых стенам – физическим, эмоциональным, социальным, – написанных известными писателями из Германии, Швейцарии, Франции, Венгрии, Испании, Италии, Польши, Чехии, России. Среди них есть авторы, уже хорошо известные российскому читателю: Людмила Петрушевская, Макс Фриш, Генрих Бёлль, Элия Барсело, Инго Шульце, Андреа Камиллери…
Выход книги был приурочен к двадцатилетию падения Берлинской стены, но в то же время он является поводом для размышления о всевозможных стенах в широком смысле – о тех, что люди строят в своём сознании, отгораживаясь от всего непонятного и пугающего. И, несмотря на то, что книга рекомендована к прочтению детям, из-за своего глубокого подтекста она будет интересна и взрослому читателю.
– Почему вы считаете важной подобную тематику в подростковой литературе?
– Часто ли мы готовы и способны говорить с детьми о неоднозначных событиях, могущих вызвать споры и выявить разные взгляды? А если оставить в покое историю, готовы ли мы покупать книги с проблемными сюжетами и обсуждать с детьми вообще табуированные темы: сексуальное воспитание, права человека, смерть, детские дома, алкоголизм в семье, домашнее насилие, гнобление в школе и т.д. Заметьте, что я говорю о художественной литературе. Я не против детских книг со щекастыми самоварами, розовыми слонятами, вампирами… Но нашему издательству хотелось бы выпускать, несмотря на требования рынка, честные книги, книги (даже если это будут книжки-картинки), которые смогут заставить задуматься, книги, которые будут способствовать диалогу в семье, в школе, в компании. Книги, которые захотят читать вслух в классах учителя на уроках внеклассного чтения, несмотря на очень жёсткую школьную программу. И книги, которые смогут как-то сблизить подростков, примирить, подготовить к нашим реалиям и помочь стать честными перед самим собой.
– Есть ли ещё темы, которые вы считаете необходимым раскрыть в книгах?
– Так как 2010 год в России – это Год учителя, издательство «КомпасГид» в марте выпустило первую книгу из серии «Дети vs взрослые», которую, на мой взгляд, нужно читать всем: и детям, и взрослым. Это книга «Когда отдыхают ангелы» писательницы, кандидата педагогических наук, журналиста Марины Аромштам, получившей за неё премию «Заветная мечта». В повести две линии: девочка Алина, которая живёт с мамой и дедушкой, рассказывает о своём классе и о своей учительнице, а учительница – Маргарита Семёновна (Марсём), которая ведёт дневник о педагогических буднях. Помимо родителей, детей и учителей в книге есть и ещё один герой – польский педагог и писатель Януш Корчак, который во время немецкой оккупации отказался бросить своих воспитанников и погиб вместе с ними в газовой камере. Пересказывать сейчас сюжет романа «Когда отдыхают ангелы» – бессмысленно, так как сюжет – это история одного класса, которому очень повезло с учительницей. Только как быть всем тем 99,9%, которым с ней НЕ повезло?!
– А для дошкольников у вас что-нибудь есть?
– Наша новая серия книжек-картинок «КомпасKID» для самых маленьких: самая первая книга, вышедшая в июле, это «История о поющих зонтиках» Аличе Уманы с иллюстрациями Агостино Лакурчи, работа которого отмечена в этом году на Ярмарке детской литературы в Болонье. Это не сказка, а скорее, притча о зонтиках как о единственных животных, у которых всего одна лапа и которые больше всего на свете любили петь в долине Вуэналь. А потом, как обычно это бывает, пришли люди и попытались поработить поющие зонтики… Наша цель как издательства – найти для серии «КомпасKID», несмотря на формат книжек-картинок, как можно больше добрых, искренних, красивых книг, которые взрослые захотят прочесть своим детям – ведь все мы хотим, чтобы наши дети мечтали, чтобы росли добрыми и хорошими, чтобы были честными.
– Как повлияет кризис на книжный рынок, что следует сделать, чтобы читатель не отказался от книг совсем?
– Мне кажется, что кризис уже лет почти как 20. И чем дальше, тем хуже! Самое наболевшее – это, конечно же, вопрос ценообразования. Ведь любое издательство только за доступность своих книг. Почему же такой большой разрыв между издательской ценой и тем, что покупатель видит на книжных полках в магазинах, – в 70, а то и в 100%?! Почему нет единой системы распространения, которая позволяла бы читателям быстро приобретать новинки во всех регионах России, а издательствам получать деньги с продажи не раз в 3–5 месяцев, а стабильно. Вопрос развития института профессиональной литературной критики тоже открыт, хотелось бы, чтобы критики в своих рецензиях аргументировали не «нравится не нравится», а как-то были бы в курсе мировых литературных трендов, разбирались бы хоть чуть-чуть в иллюстрациях, могли бы сделать анализ книги исходя из её художественной ценности и социальной значимости.
– Что ещё вас волнует в этой области?
– Катастрофическая ситуация с библиотеками. Вы когда-нибудь видели, чем заполнены книжные хранилища? Мне интересно, кто же отвечает за их комплектацию? Это, скорее всего, вопрос компетентности людей, которые работают с книгами и с детьми, насколько сегодня современные библиотеки готовы говорить с подростками на их языке, рекомендуя последним не только «Мюнхгаузена» и «Алису в стране чудес», а, например, «Класс коррекции» Екатерины Мурашовой или «Остров в море» Анники Тор…
И, конечно же, школы… Если мы не хотим, чтобы кондовая школьная программа убила интерес к чтению среди подростков, её нужно реформировать, особенно программу по литературе. Нужна альтернатива – как для учителей, так и для школьников! Например, почему бы не ввести анкетирование перед каникулами, что интересно было бы прочитать современному школьнику, какую тему ему хотелось бы обсудить, и, уже оперируя пожеланиями, подобрать список рекомендуемой литературы. И обсуждать обязательно на уроках литературы. С жаркими дискуссиями и разными точками зрения.