И семья Серёжи была заточена на сына, на его будущее. С ним занимались репетиторы. С него строго спрашивали отец и мать. Была выстроена понятная и несгибаемая вертикаль к вершине личной карьеры. Благо сын подавал надежды, не был лентяем, а был способнее многих.
Психолог Ирина Лехт видит эту ситуацию понятной и распространённой:
– По рассказам одноклассников, Сергей был замкнутым подростком. Скорее всего, на него давили дома. С кем-то Сергей общался неохотно, а то и вовсе был букой, а с кем-то (по словам одноклассников) был разговорчив и даже весел. Как и подавляющее число подростков, очень много времени проводил за компьютером и, отдыхая от уроков, играл в стрелялки.
Я спросил у своего сына Арсения, он всего на два года старше Сергея Гордеева, что так тянет к играм, где кровь льётся рекой, а жизнь человека (пусть и рисованного, виртуального) не стоит и ломаного гроша? Арсений ответил:
– В игре ты кажешься себе сильнее и храбрее, чем есть на самом деле. Игра дарит ощущение присутствия на «поле боя». Будто в боевике снимаешься. Иногда так поглощает, что забываешь, что ты в квартире, за письменным столом, а не на «передовой».
Через паузу сын добавил.
– В игре ты убиваешь противника БЕЗНАКАЗАННО.
Но у нормального подростка, уточнил мой сын, нет привыкания к насилию и крови. Точнее, ощущения насилия нет вовсе, а есть демонстрация ловкости, тактического военного мышления.
Школа, о которой писала вся пресса, находится в 20 минутах ходьбы от нашего дома в Отрадном. Школа так себе. Мальчишка с такими способностями, как у Сергея Гордеева, мог бы учиться в лучшей. Но не ребёнок выбирает школу, а его родители. Наверное, им удобнее было водить Сергея в ту, что ближе к дому. Здесь тоже немалый элемент случайности – попади Сергей в среду себе подобных, возможно, у него и с общением не было бы острых проблем?
Но вернёмся к компьютерным играм, которые (по словам психологов) буквально поглотили убийцу. Мой сын объяснил мне, что продвинутые подростки играют в основном в тактические игры, где надо много думать, моделировать ситуации, просчитывать наперёд судьбу героев. Стрельбы в них не так много, да и та в крайних случаях. А в примитивных играх, конечно, всё построено на грубом подавлении противника, агрессии, тупой бездушной силушке. Так вот. Судя по рассказам одноклассников, Сергей Гордеев отрывался именно в таких играх, где успеха добиваются немедленно. Любой ценой.
– Напор интернета, жёсткий напор соревновательности в жизни, погоня за успешностью стали тревожным фоном жизни подростков, – говорит член Общественной палаты, психолог Ольга Костина. – Мы занимаем первое место в мире по суициду подростков. Если хотите, это уже вопрос национальной безопасности.
Пятнадцатилетний подросток, не преуспевавший в физкультуре, меткими выстрелами поразил двоих полицейских и учителя. Напрашивается вывод: он с отцом тренировался в стрельбе. Винтовка, из которой палил ботаник-убийца, весит чуть более двух килограммов. Без подготовки, навскидку из неё непросто поразить движущуюся мишень. Вроде бы неплохо, что отец воспитывал в сыне настоящего мужчину, но ужасно, что ружьё и винтовка стали доступны подростку с проблемной психикой. В преступлении Сергея как минимум 70 процентов вины его отца.
– Разрешить ситуацию было элементарно – пересдать географию, и не было бы никаких проблем, – говорит психиатр-криминалист Михаил Виноградов.
Скажу больше. В случае, если бы учитель географии заупрямился, его заставили бы натянуть Гордееву пятёрку по географии, чтобы не мешать выпускнику получить медаль. Это и школе престижно.
Серёжа Гордеев, как продукт нашего времени, думаю, понимал эти немудрёные кабинетные расклады, но пошёл-таки на убийство. Значит, мстил учителю не столько за сниженную оценку, сколько по каким-то личным, более глубоким (на его замутнённый взгляд) мотивам?
– Самая серьёзная проблема – мы оказались не готовы жить в режиме онлайн-информации, – комментирует трагедию психолог Сергей ЕНИКОЛОПОВ. – До сих пор мы жили в некоей информационной деревне, а тут на наших глазах происходят убийства, захваты, катастрофы… Всё в прямом эфире. Всё в режиме нон-стоп и онлайн. Это подстёгивает, подогревает фон тревожности. Провоцирует рост суицида, в том числе подросткового. Судя по репликам школьника Гордеева, он хотел покончить жизнь самоубийством. Он организовал себе суицид, но решил забрать с собой кого-то ещё. Выбор пал на учителя географии. Это распространённый тип суицида, когда самоубийца моделирует и организовывает себе такую провокационную ситуацию. Он не может не понимать, что всё равно погибнет – при штурме или как-то иначе.
– Сергей Николаевич, говорят, психолог школьный парня просмотрел…
– В школе 1000 человек, а психолог один. Это большая государственная проблема. Да и не грамотно это с научной, медицинской точки зрения, когда один психолог должен заниматься тремя, абсолютно разными возрастными категориями – первоклашками, средним школьным возрастом и старшеклассниками. Между ними – бездна! У каждой возрастной группы должен быть свой психолог. И у учителей должен быть психолог, потому что они вообще в «группе риска».
К слову. Учителя наши малообразованы в психологии, а мы доверяем им своих детей.
Вообще к психиатрии в нашей стране дремучее отношение. Подавляющее большинство населения считает, что стыдно обратиться к психиатру, психологу за консультацией, а то и провериться. Мол, будут потом считать психом. Не отмоешься. И в школе ругательство «псих» звучит, как приговор. У нас запущенное в этом смысле общество. Зубы мы проверяем время от времени, а психику, извините, только в наручниках по принуждению...
P.S. После четырёхнедельной экспертизы специалисты Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии (ГНЦССП) им. В.П. Сербского признали Сергея Гордеева невменяемым, диагностировав у него параноидную шизофрению. Десятиклассник, взявший в заложники школьников и убивший двух человек, теперь, скорее всего, избежит наказания, но отменяет ли его диагноз ответственность отца, не замечавшего проблем сына и учившего его обращаться с оружием, и школы, не интересующейся внутренним миром подростков и лишь оказывающей образовательные услуги?