Телепередач о жёнах современных политиков России пока ещё мало
, поэтесса, прозаик, публицист, президент музейного комплекса «История танка Т-34»
В XIX веке у критиков было в ходу определение разницы между тем, что хотел сказать автор произведения, и тем, что реально сказалось им. Нередко получался обратный результат. То же самое проявилось в минувшую субботу на НТВ в явно заданной «женской» передаче «Дорогая Елена Николавна».
Если предположить основную цель показа: через образ жены негативно проявить фигуру мэра Москвы Лужкова, то она получилась с обратным знаком – мэр возник в позитиве.
Передач о жёнах современных руководителей страны попросту нет в нашей, свободной для многого системе СМИ. Этот жанр, спроецированный из прошлого в сей день, быстро раскрутился в книгах и фильмах на Западе. Скажу без лишней скромности – он появился после стремительных, нередко пиратских, изданий и переводов на разные языки моих «Кремлёвских жён», явившихся в начале 90-х минувшего века подобно грому среди ясного неба. Жанр не культивируется в новой России, не достигшей меры в пропорциях между «можно» и «нельзя». И вот – первая ласточка.
Заданность передачи «Дорогая Елена Николавна» растворилась в объективной реальности показанного. Я назвала бы её фильмом, не имей она внежанровых аппликаций с Лебедевым и Доренко на тему «В огороде бузина – в Киеве дядька», а также совершенно смехотворного трюка с бомжом-алкоголиком, соучеником Батуриной по 4-му классу средней школы, на тему: «Ай да Елена, молодец, с детства умела видеть перспективу».
Маленькая крепкая женщина, энергично-деловая, жёсткая оттого, что занимается делом, в котором сплошь мужские прерогативы, естественная в поведении, без кокетливых ужимок. Кстати, она единственная среди жён руководителей страны столь успешна в профессии. Сегодня все они по-советски, стыдливо полускрыты на экранах и в прессе. Хорошо это или плохо? Каждый случай – отдельный.
Знаменательно внешнее сходство счастливой семейной пары Лужков–Батурина.
Экран убедительно показал фигуру Батуриной, вероятно, не имеющей добрых советчиков для вечерних причёсок и бальных нарядов, зато обладающей собственным хорошим вкусом в повседневности. Короткая стрижка и строгие брючные костюмы. Теннисистка. Наездница. Что плохого?
Батурина – изначально рабочая косточка. Плоды социализма совпали с нахлынувшей капиталистической реальностью. Деловые способности слились со встречей, которую можно назвать судьбоносной. На экране – заботливая мать и жена. Чего ещё желать?
Не одна она такая на свете. Глядя на неё, вспомнила я Эсти Лаудер, хозяйку гигантского миллиардного парфюмерного производства (несколько раз встречалась с нею). Тоже из простой семьи. Инженер-химик. Начинала с ноля. Работала с мужем. Вспомнила свою приятельницу, немку Эву Нойарт, в 70-х годах ХХ века возглавлявшую Thames and Hudson – мощный издательский концерн. Рядом с нею cмолоду был сильный муж, издатель.
Об этих женщинах в своё время говорили, писали. Завидовали им: «Если бы не муж, она бы так ярко не состоялась».
А наши знаменитые актрисы!.. Любовь Орлова, если бы не Григорий Александров. Тамара Макарова, если бы не Сергей Герасимов. Инна Чурикова, если бы не Глеб Панфилов. Фаина Раневская шла одна, но много более преуспела бы в репертуаре, окажись рядом известный муж-режиссёр.
Примеров такой семейно-деловой гармонии множество. Всё это женщины ХХ века, осваивающие профессии для самореализации. Заодно и в помощь мужчинам. Тема для диссертации по феминологии.
Резким контрастом передаче о Батуриной (возможно, неслучайным) стал в тот же субботний вечер сюжет из «Постскриптума» (ТВЦ) о новой жене президента Франции Карле Бруни, представшей в шокирующем виде. Врагу такого не пожелаешь.
Итак, бомба под Лужковым в передаче «Дорогая Елена Николаевна» не взорвалась. Батурина не дала повода. Но зачем хотели взорвать бомбу? И так неуклюже. Разве нельзя интеллигентно и в срок проводить много потрудившегося человека?
Мне ли защищать избранного народом мэра? Слабой женщине не под силу. Сам справится. Но есть над чем задуматься.
Когда-то, готовя к изданию книгу «Душа Москвы», я попросила знаменитого астролога Феликса Казимировича Величко сделать гороскоп для столицы. Принёс два гороскопа, Москвы и Лужкова. По его утверждению, эти двое – тоже пара по судьбе.
Вообще-то я верю в Бога, а не в гороскопы, но факты подтверждают прогнозы Величко. История ещё оценит новое Царицыно на месте тёмных руин, коломенский дворец царя Алексея Михайловича и многое другое. Осудит в ряде случаев. Тот не ошибается, кто не действует.
Вспомним, однако, очень важное: социум Москвы, неотвратимо укрепляющийся заботами мэра во все годы его правления. Социально незащищённых людей в других городах завидки берут: «Вам хорошо, у вас Лужков». А заботы Лужкова о Севастополе, Беслане, Будённовске и др., вплоть до возмущения: «Опять он другим помогает».
«Коней на переправе не меняют» – предупреждение. Переправа налицо. Кто достроит Большой театр? Кто доведёт до конца строительство 250 детских садов в Москве? Напомню: во время «прихватизации» здания множества садиков были расхватаны фирмами. Цифра «250» даст реальную возможность разгрузить проблему. Кто завершит расселение пятиэтажек? Кто продолжит в общественных местах обеспечение инвалидов-колясочников удобными пандусами? Кто превратит Провиантские склады в музей Москвы? Кто наведёт порядок в автомобильном движении столицы? Последний вопрос, по-моему, самый безответный, общий для всех столиц мира и неразделимых с ними пригородов. Виновник беды не Лужков, а технический прогресс, который продолжит разрастаться рядом с преодолениями. Неотвратимо.
Наконец, главное для меня: кто доведёт до завершения буксующее в бюрократии строительство второй очереди единственного в мире музейного комплекса «История танка Т-34» на Дмитровском шоссе? На рубеже, откуда 6 декабря 1941 года с самого ближайшего к Москве места началось контрнаступление советских войск на Лобню и Красную Поляну? Кто?
Танк Т-34 – ярчайший символ дружбы между Россией и Украиной. Начат в Харькове, завершён на заводах Урала. Фактом своего появления он сломал гитлеровский план «Барбаросса». На единственной награде СССР – медали «За оборону Москвы» – неслучайно изображён танк Т-34. Его музей должен стоять достойно.
6 декабря 2011 года исполнится 70 лет со дня начала контрнаступления советских войск под Москвой. Мэр Москвы готов завершить строительство музея. Он видит в этой стройке свой долг перед ветеранами, школьниками, студентами, перед всеми, для кого музей стал местом паломничества.
В свете всего вышеперечисленного: имеет ли он моральное право досрочно уйти с поста без уважительной причины?
Код для вставки в блог или livejournal.com:
КОД ССЫЛКИ: |