Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 22 марта 2017 г.
  4. № 11 (6590) (22.03.2017)
Образование

Образ и стандарт

Выпуск 7 (26)

22 марта 2017

Разные понятия или разные цивилизации?

Запущенный с началом реформы процесс стандартизации образования стал отправной точкой для дегуманизации русской школы, выхолащивания человеческого из самой человечной области нашей культуры – образования.

Провозглашённый стандартами системно-деятельностный подход – научить детей самостоятельно учиться – низводит образование до поиска информации, а не истины. Школу – источник знания и просвещённости – до учреждения, оказывающего образовательные услуги. Учителя – до тьютора (сопровождающего лица), наблюдающего за тем, как ученик будет самостоятельно определяться в ценностях: языке, вере, семье, Родине, а также половой принадлежности. Единый образовательный процесс дробится на множество его составляющих: обучение, воспитание, развитие, социализацию. За каждым элементом закреплена целая обойма направлений работы, которую должна проделать школа. За этой множественностью главного – воспитания Человека – можно и не разглядеть.

Стандартизации подверглась и святая святых – личность учителя. С 1 января введён профессиональный стандарт педагога. Что ж, идеологи реформы шли поступательно – от стандартизации образования к стандартизации личности! Чем не реформаторский лозунг?

А ведь в нашей культуре за «образованием» закрепилось значение улучшать, просвещать, совершенствовать. Если погрузиться в этимологию слова, то его основу составляет «образ», по Далю – мера чего-либо, то самое золотое сечение, о котором говорят в искусстве. Это и образ Божий в человеке, это и образа, т.е. иконы, это и образцы художественного слова и искусства. В широком смысле «образование» – поступательное восхождение к идеалу, достижение меры интеллектуальной, нравственной, физической.

Мне могут возразить: «стандарт» в переводе с английского – это ведь тоже образец или мерило чего-либо, например профессиональной педагогической компетентности. Да, стандарт – это эталон, но в отношении чего? Материальной продукции и производственных процессов. Более того, в национальном сознании за словом «стандарт» закрепилось значение чего-то шаблонного, трафаретного, не содержащего в себе ничего оригинального и творческого. Болванка, одним словом. Осталось только клеймо на чело и печать на руку.

Историческая задача русского учителя – пробудить в ученике ум, душу, совесть, научить его оставаться человеком, в каких бы жизненных обстоятельствах он ни оказался. Советский учитель с этой задачей справлялся. Вероятно, потому, что образование в те годы не сводилось к приобретению набора личностных, предметных и метапредметных компетенций, а образовательные программы не пестрили терминологией, заимствованной из области производственных отношений.

«Образ» и «стандарт» – это два полярных взгляда на сущность человеческой личности. Именно здесь проходит водораздел, о котором должен знать учитель. Вероятно, идеологи стандартизации хотят видеть человека существом исключительно биологическим и социальным, а не тем, в которое Бог вдохнул жизнь.

Елена Жиганова,

учитель,

Ростов-на-Дону

Тэги: Реформы
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Всё ещё на обочине

    16.10.2019
  • Все ли работы хороши…

    28.06.2017
  • Поколение одной кнопки

    16.11.2016
  • Поколение одной кнопки

    72 голосов
  • Все ли работы хороши…

    31 голосов
  • Всё ещё на обочине

    28 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS