Как надёжно было с ним – на церемониях Benois de la Danse («Балетном Бенуа») в Большом театре России и на других площадках в стране и за рубежом; на съёмках фильма, телевизионной программы; на гастролях, которые он освещал как журналист. Везде, где сводила судьба со Святославом Бэлзой. Мы мало о чём предварительно договаривались – из какой кулисы выйти, что сказать. Он понимал нас, наше дело, и каждое его слово, обращённое к огромной аудитории, шло на пользу балету, искусству. Культуре в целом. Бэлза соединял в себе большие знания с личным артистизмом, помогавшим ему расположить слушателя и зрителя к предмету разговора – литературе и музыке, опере и балету. Недаром долго работал в «ЛГ».
Святослав появился на телевизионном экране очень вовремя, когда исконные понятия нашей культуры надо было не только пропагандировать, но уже начинать защищать. По неразумению, а то и злонамеренно в общество вбрасывались идеи морального раскрепощения, отрицания традиционных ценностей, искались альтернативы тому, что веками накапливала страна, чем законно гордилась и на чём стоит. Эти процессы затронули и жизнь Большого театра. Нельзя сказать, что возобладали и всё в нём разрушили, нет. Академическое искусство обладает достаточным запасом прочности, позволяющим сохранить принципы, формы, школу, понимание Миссии и долга перед профессией. Святослав был свидетелем нашей внутренней балетной жизни, порой противоречивой, но всё же захватывающе интересной. И в нём никогда не возникал соблазн конъюнктурного порыва – что-то в нас разоблачить, вывернуть наизнанку, создать шум вокруг громких имён и событий и самому в нём поучаствовать. Будучи близок к музыкально-театральному цеху, всегда стремился профессионально понять происходящее вокруг нас. Даже неловко ставить ему это в заслугу. Природа другая. Он уже своим обликом обособлялся от низкого, отрицал всяческую обывательщину и вульгарность.
Его уход тогда, десять лет назад, поверг нас в отчаяние, отнял что-то важное в нашей творческой жизни. Мы горевали, не слыша его интонации, не ощущая его обаяния – оно разливалось по залу и как бы утепляло всех. Протёкшее десятилетие не заставило нас думать о Бэлзе как-то иначе. Образ Славы ничем не замутнён, к нему не примешивается ничего случайного. Осталась радость общения, и мы лишь укрепились в своём мнении о нём – Человеке возвышенном.
Юрий Григорович, русский хореограф
Судьба благоволила волящему
3 июня 2014 года – дата печальная. Дата, разорвавшая моё сердце на множество кусочков… В 5 часов 55 минут по мюнхенскому времени перестало биться сердце народного артиста России Святослава Бэлзы! В тот момент я ощутил и страх за него – как он будет теперь, как я смогу ему помочь, и беспомощность, беспомощность что-то изменить, и горе от невосполнимой потери, и даже ощущение предательства… Как он мог уйти! Вот так, оставить меня тут, а сам перенестись в другой мир! Тут нужно сделать ремарку – наверное, сказалась детская травма. Дело в том, что отец уже исчезал из моей жизни на 10 лет. Долгих лет, когда он был мне так нужен!
10 лет его ухода. 10 долгих и быстрых лет! Снова 10 лет. Но эти 10 лет тогда, в детстве, были совсем другими. Они были полны открытиями и надеждой. И, пожалуй, наполнены детским оптимизмом. И знанием, что папа есть! Что он вот-вот появится на моём горизонте. Последние 10 лет были совсем другими. Наполненными горечью утраты, неготовностью принять свершившийся факт, отсутствием возможности что-либо изменить, осознанием, что теперь в семье старший я, и отсутствием того спокойствия, которое давал отец. Не знаю как, но, когда отец был рядом или даже за много километров от меня, в моей душе жило спокойствие. Спокойствие, что бы ни случилось, появится папа и всё будет хорошо. Об этом же ощущении говорили мне многие люди, окружавшие папу. Это дорогого стоит!
Неоднократно я слышал от многих уважаемых мной людей, что за эти 10 лет так и не нашлось замены отцу на телевизионном поприще. И, пожалуй, это так. Помню, как папа рассказывал о случае, который произошёл с ним во время концерта, проходившего на Дворцовой площади Санкт-Петербурга. Начало концерта… Прямая трансляция. И вот отец говорит вступительные слова. И тут в наушнике слышит слова режиссёра: продолжайте говорить, дирижёр не приехал. И Святослав Игоревич без подготовки вещал публике по тематике концерта 45 минут в прямом эфире. И публика слушала. А отец доставал из своего бездонного багажа знаний случаи и факты из истории… Вы можете назвать сейчас хотя бы одного человека, способного на это?
За это время было снято несколько фильмов о папе. И на канале «Культура» «Святослав Бэлза. Незаданные вопросы» режиссёра Андрея Вязигина, и Александр Стриженов сделал отличную работу об отце в программе «Легенды телевидения».
Прошло несколько концертов его памяти, установлен, на мой взгляд, чудесный памятник, отлитый из бронзы, на его могиле на Ваганьково. Памятник выполнен председателем Союза художников России Андреем Ковальчуком.
В 2019 году вместе с папиным другом Александром Сенкевичем в издательстве «У Никитских ворот» мы выпустили книгу в память о папе – «Судьба благоволит волящему – Святослав Бэлза». Нашей задачей было показать, каким видели Святослава Бэлзу его семья, друзья и коллеги. Объёмное издание получило премию «Лучшая книга» за 2019 год.
Игорь Бэлза