25 апреля в Москве в Российской государственной академии интеллектуальной собственности состоится вторая конференция «Укрепление единого образовательного пространства в странах СНГ». Конференция созвана Советом директоров школ стран СНГ. Эта организация возникла в 2009 году. Сейчас в её составе директора школ, главные редакторы журналов, депутаты, преподаватели, профессора, учёные, философы из России, Армении, Казахстана, Украины, Белоруссии, Киргизии и даже Латвии – всего около 170 человек.
«Не политика и экономика, а именно образование способно стать той безусловной силой, объединяющей народы распавшейся державы» – так считают создатели Совета директоров школ стран СНГ.
Накануне конференции наш корреспондент встретился с председателем Совета директоров школ стран СНГ, доктором педагогических наук, профессором, членом Общественной палаты по образованию города Москвы Яковом Семёновичем ТУРБОВСКИМ.
– Дети, воспитанные в единой системе, конечно же, быстрее найдут общий язык, когда вырастут. Только возможно ли создание единого образовательного пространства в современных условиях? Ни законопроект, ни новые стандарты для старшей школы не оправдали наших ожиданий. Мы не можем сохранить и модернизировать даже российские сельские школы. Реформаторы во главе с А. Фурсенко друг с другом-то не всегда могут договориться… Что же нужно для того, чтобы состоялось необходимое сотрудничество с бывшими союзными республиками?
– Мы все – русские, киргизы, азербайджанцы, украинцы, белорусы – очень похожи сейчас на детей, росших в одном дворе и в какой-то момент окончательно разругавшихся. Между нами всякое было – и плохое, и хорошее, но воспитывались-то мы вместе. У нас изначально много общего, и в первую очередь духовные ценности. А ведь образование – это не технологии, как принято сейчас считать, а культура и ценности, которые формируют нашу жизнь.
Теперь стало ясно – в нынешнем глобалистском мире не выжить, не воспитать конкурентоспособного человека, если не объединиться. По большому счёту, после распада СССР мы пришли в мир, где, образно говоря, все за столом уже сидят, а нам остаётся только тарелки подносить.
Если при этом оглядываться и копировать западные образцы, ничего, кроме карикатуры, не получится. Например, чем может обернуться попытка объединить в университетской нише педагогическую и научно-исследовательскую деятельность? В реальности наши педагоги обучены и способны именно преподавать, но не заниматься научно-исследовательской деятельностью. На Западе эта связь формировалась и оттачивалась веками, для нас она абсолютно чужда. Та же история с бакалавриатом и магистратурой. Разве может учитель независимо от уровня образования не быть творцом? Зачем же копировать западные формы, если у нас есть свои глубочайшие традиции? Заметьте, даже имена наших великих педагогов, признанных во всём мире, уже давно не звучат в обсуждениях и проектах…
Чтобы выстоять в нескрываемо жёсткой конкурентной борьбе, нам жизненно необходимо осознать, что только в укреплении единого образовательного пространства и активного творческого сотрудничества – исторический выход для каждой из стран.
– Как вы считаете, есть ли принципиальные различия в тех проблемах школьного и вузовского образования, стоящих перед нами и нашими соседями?
– Думаю, нет. Болячки абсолютно одинаковы: резкая потеря качества образования при абсолютно формальном контроле – в аттестате балл, полученный на ЕГЭ, высокий, а ребёнок совершенно неграмотный. Резкое снижение элементарной воспитанности детей. Если раньше ученики едва осмеливались критиковать директора школы, причём по каким-то принципиальным вопросам, то теперь не стесняются в открытую хамить. Так называемый болонский процесс, изменение образования с оглядкой на Запад, а не на исконные традиции, тестовый принцип обучения, неумение и нежелание учителей заинтересовать ребёнка, привить ему способность самообучаемости – общие проблемы. Детям же неинтересно в школе! Я выявил одну поразительную вещь: критерии, по которым учёные пишут учебники, – одни, а критерии восприятия у учителя и ученика – абсолютно другие. И сейчас нет ни одного учебника, адресованного детям. Конечно, одна из главных проблем – абсолютная разобщённость школьного и вузовского образования, а ведь именно эта пропасть порождает коррупцию и у нас, и в бывших союзных республиках.
– Между первой конференцией, созванной Советом директоров школ стран СНГ, и предстоящей прошло довольно много времени – около двух лет. Удалось ли вашей организации чего-то достичь?
– Скажу честно – немного. На первой конференции мы убедились в необходимости создания такого союза, поняли, в каком русле необходимо работать, – ведь на одной критике образование не может двигаться вперёд. Нам нужны продуктивные решения. А как их получить? Нынешний законопроект об образовании при рассмотрении получил 11 тысяч поправок. Причина негодности нововведений в том, что сверху спускаются рекомендации и указания, которые в реальности не работают. Наши люди не в состоянии их выполнить. Инициатива перемен должна исходить изнутри, от самих преподавателей и родителей, а потом обсуждаться уже на государственном уровне. Тогда не будет и огромного количества поправок, а главное – сильнейшего неприятия закона со стороны общественности.
Именно такую – в первую очередь информационную – систему мы и собираемся создать. Но наша организация общественная, все люди заняты на основной работе, нам, конечно, недостаёт крепкого организаторского звена и финансовой поддержки. Ведь чтобы созвать предстоящую конференцию, нужны деньги – телефонные звонки, дорога, это всё недёшево. Не хватает государственной поддержки и другого рода. Нас, конечно, приглашают в Думу на обсуждение тех или иных законопроектов, но речь идёт о том, чтобы мы могли принимать участие в самом создании проектов. Ведь это выгодно прежде всего власти – кому, как не директорам школ, воплощать написанное на бумаге в реальность? Кто, как не директора, лучше знают ситуацию в центральных, региональных, городских и сельских школах?
– Кто приглашён на вторую конференцию и какие проблемы вы собираетесь обсудить?
– Мы пригласили писателей, общественных деятелей, ректоров вузов. Среди них: Анатолий Толстоухов – редактор журнала «Практическая философия» (г. Киев); Владимир Буряк – ректор Криворожского государственного педуниверситета; Анатолий Горемыкин – ректор Мелитопольского университета; Манук Мкртчян – заместитель министра образования Армении; Сурен Золян – ректор лингвистического университета им. Брюсова; Павел Балаян – декан факультета русского языка Ереванского госуниверситета; Гарик Галикян – ректор Славянского университета; Геннадий Пальчик – директор Белорусского национального института образования; Ольга Андрало – председатель общественного совета «Родительская забота»; Ирина Иванова – зав. кафедрой Киргизско-Российского Славянского университета; профессор Шаркуль Таубаева (Казахстан). Мы ждём писателя Юрия Полякова, очень хотели бы услышать мнение Фазиля Искандера. Одним из основных докладчиков будет Олег Смолин – заместитель председателя Комитета по образованию Госдумы РФ. Активное участие в работе конференции примут Хачатур Мариносян – главный редактор журнала «Философские науки», директор Института теории и истории педагогики Светлана Иванова, Алексей Рытов – директор Московского центра качества образования и многие другие.
Наша задача – раскрыть всю совокупность проблем, волнующих каждую из наших стран, попытаться найти пути использования творческого потенциала учёных, педагогов, руководителей учебных учреждений. Ведь в этом нуждается каждая из наших стран! Будем создавать базу данных инновационных идей и достижений, которые могут быть использованы в системе образования той или иной страны. Мы очень хотели бы договориться с редакторами журналов и газет, чтобы вести рубрику, оповещающую о ситуации с образованием в наших союзных странах. Готовы писать обзоры событий, происходящих в учебных заведениях наших бывших республик, и при определённой поддержке сможем такие обзоры издавать. Тогда не будет той ситуации, когда люди больше знают об образовании на Западе, нежели в странах СНГ. Сейчас же мы, к сожалению, информационно изолированы друг от друга, и это мешает сообща, используя свой творческий потенциал, двигаться дальше.
Беседу вела