На этом месте газетной страницы мы ещё довольно давно запланировали поместить – в нынешнем, предшествующем 64-му Дню Победы выпуске, – оперативную рецензию на новую российскую картину, продолжающую одну из наиболее мощных и плодоносных традиций, тем отечественного экрана.
Традицию советского военного, или, как его ещё в то время именовали (причём абсолютно точно, исходя из выполняемой общественно-социальной задачи), «военно-патриотического» фильма. Тему, обращение к которой оставило нам ни с какой иной не сравнимое число истинных шедевров – «Два бойца» и «Баллада о солдате», «Летят журавли» и «Щит и меч», «Освобождение» и «Проверка на дорогах», «Военно-полевой роман» и «Восхождение», «В бой идут одни старики» и «Иваново детство»… и список этот далеко не исчерпан, а также громадное количество просто-напросто крепких качественных лент. Создаётся впечатление, что откровенно слабых, нелепых и бездарных фильмов о Великой Отечественной в первые четыре послевоенных десятилетия вообще не снимали. Конечно же, это иллюзия – таковые тоже встречались, но действительно совсем уж изредка, и удельный вес натурального искусства являл собой в данном «поджанре» какую-то небывалую для мировой киноистории феноменальную цифру.
Но зато за последние без малого четверть века мы успели наснимать столько по своему уровню крайне противоположного, что общие показатели советского и российского кино о войне опустились, похоже, уже на достаточно средний уровень. И даже не за счёт таких печально знаменитых лент, как «Сволочи», представляющих собой – как бы это для кого-то дико сегодня ни звучало, но нужно называть вещи своими именами, – произведения идейно вредные и порочные. Подобных фильмов, равно как и нарочито кощунствующих над святым а-ля приснопамятный «Гитлер капут», было всё же произведено не так много. Общий уровень резко снизился благодаря лентам типа «Мы из будущего» – снятых, надо полагать, скорее, с чистыми намерениями, однако катастрофически проседающих вследствие убеждённости их создателей в том, что тема сама по себе в наши дни «не вытянет», что они должны потому всячески развлекать зрителя, давать ему завлекательную обёртку и всяческого рода дополнительные «фишки».
XXI столетие ждёт своего киновысказывания о Великой Отечественной – внятного, честного, художественного, наследующего выдающейся традиции.
Некоторые надежды были связаны с давно снимаемым и не однажды проанонсированным фильмом «Сердце врага» – истории о лётчиках, которой с учётом нынешних технологических возможностей отчего бы не стать произведением и захватывающим, и зрелищным. На одном из достаточно информированных интернет-сайтов датой его премьеры было названо 7 мая. И мы надеялись опубликовать рецензию на эту картину как раз на этом месте. Но когда стали выяснять о его возможном пресс-показе, обнаружили, что лента, оказывается, отнюдь не готова, выйдет на экраны в лучшем случае через полгода.
Ну да, это в «проклятом прошлом» мастера искусств и их идеологические «надсмотрщики» методично планировали и готовили выпуск так называемых датских фильмов. А теперь у нас, как известно, художник, искусство абсолютно свободны – кому это в голову может прийти драконовская мысль: заставить приурочить обнародование своего творения хоть к Дню Победы, хоть к чему ещё. Власть может лишь вежливо попросить – снять, к примеру, нечто высокоподъёмное, доступно разъясняющее народу смысл введения нового государственного праздника 4 ноября (и одновременно являющееся адекватным ответом зарвавшемуся пану Вайде с его несвоевременной и так и не вышедшей у нас даже в ограниченный прокат «Катыни»). Вот это другое дело, а на 9 Мая достанет «рождённых снизу» «Сволочей» и «Гитлера капут».
В этой связи интересно было взглянуть на праздничную афишу столичных кинотеатров – думаю, что выражу отнюдь не только своё частное мнение, если скажу, что в этот день душа взыскует чего-то впрямую связанного с войной и Победой: для того, чтобы посмотреть просто какой-нибудь новый фильм, у нас имеются другие 364 дня года. Но, увы, московским деятелям кинопроката нет дела до подобных «сантиментов». В сводном списке можно встретить такие названия, как «Баллада о солдате», «Подранки» или даже «В шесть часов вечера после войны», но каждому из них отведён не более чем один дневной, как это принято обозначать у нас, благотворительный сеанс в одном кинотеатре. Зато в 46 залах (и, как вы понимаете, в каждом из них далеко не единожды) идёт в этот день вторая часть маловразумительного «Обитаемого острова» Бондарчука-младшего. А свежие голливудские блокбастеры «Звёздный путь» и «Люди Икс: Начало. Россомаха» – в 62 и 63 соответственно.
Но вдруг где-то между триллером «Киллер» и ужастиком «Мёртвый снег» (согласно аннотации сайта afisha.yandex это «Уморительный норвежский хоррор про нацистов-зомби, снятый практически за копейки группой эрудированных энтузиастов») обнаруживается фильм под названием «Обречённые на войну». Оказывается, у нас выходит в прокат новая военная драма, сделанная молодым режиссёром Ольгой Жулиной и являющаяся экранизацией произведения Василя Быкова «Пойти и не вернуться». Широким этот прокат не назовёшь – всего два зала, и рекламы у фильма никакой (не то что у «Сволочей», чьи постеры в своё время украсили все автобусные остановки). Но отчего-то есть надежда, что этот фильм окажется достойным. Это нужно отнюдь не только его создателям – это нужно всем нам, это необходимо стране.
Иначе, перефразируя его название, нас всех тоже можно будет назвать обречёнными. Не на войну, нет. На амнезию. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.