Подведены итоги, вручены награды, призы и дипломы XV Российского кинофестиваля «Литература и кино» в Гатчине. В этом году он прошёл на месяц позже своего обычного срока. Но как и всегда, представленные фильмы делились на дебютные (их судили ровесники создателей) и «взрослые». А ещё была специальная программа неигрового кино.
Фестивальная жизнь кипела в недавно переоборудованном кинотеатре «Победа». Естественно, картинам кинофорума (27 фильмов, 11 из которых – игровые киноленты) непросто было конкурировать с голливудским ширпотребом, демонстрируемым до и после фестиваля. И всё же заметен был пусть и скромный, но интерес гатчинцев.
Жюри, состоявшее из людей известных, таких как писатель Сергей Есин (председатель жюри игрового кино), кинорежиссёр Андрей Звягинцев, литературные критики Евгений Сидоров и Лев Аннинский (возглавлявший читательское жюри), присудило награды лучшим. Ни у кого не было сомнений – Гран-при «Гранатовый браслет» достался драме «Живи и помни» Александра Прошкина по повести Валентина Распутина. Картина также получила призы за лучшую операторскую работу и музыку («ЛГ» подробно писала об этой работе).
Да, на фестивале – кто бы спорил – должны быть «хорошие и разные» фильмы, но хочется, чтобы были и такие, о которых можно спорить и восхищаться ими одновременно. В этом смысле, конечно же, существует проблема для организаторов – отбирать на конкурс фильмы-экранизации. Этот форум, получивший статус литературного проводника, естественно, не хочет и не должен его терять.
Из новинок игрового кино – мелодрама Ольги Жулиной «Обречённые на войну» по повести Василя Быкова «Пойти и не вернуться». Любовь – чувство, возникающее независимо от времени и возраста. Только в экстремальных обстоятельствах, обстоятельствах войны, любовь может пройти все стадии развития за рекордно короткий срок в четыре дня. Герои фильма, как Ромео и Джульетта, полюбили друг друга и хотят быть вместе, но разные взгляды и задачи в итоге приводят их к конфликту и непониманию. Он хочет выжить и жить – и это его долг перед ней и перед своим чувством. Для неё же важен только долг перед Родиной. По сути, это вечный спор между мужчиной и женщиной. В чём конфликт – не важно, главное, что он приводит к такому непониманию, когда вместе быть уже невозможно и, как правило, правых и виноватых нет. Вот где красота в поступках, казалось бы, далёких друг от друга людей (он – дезертир, бросивший партизанский отряд, она – разведчица, идущая на задание), но так духовно и чувственно близких, что выдержанный режиссёром мелодраматический тон в игре актёров, графика сюжета военной Белоруссии, в котором нет ничего лишнего, кажутся удивительно современными. В том смысле, что романтизм и лирика подобных фильмов всегда востребованы. Но картина была удостоена только приза жюри за лучшую женскую роль – актрисе Нине Лощининой. Кстати, фильм выйдет в российский прокат в мае.
К 200-летию со дня рождения Гоголя были показаны не только специальные ретроспективы, но и новая картина известного документалиста Дмитрия Дёмина «Гоголь. Портрет загадочного гения». По словам продюсера картины Геннадия Меркулова, фильм задумывался как документальная картина, в которой играют актёры. Это попытка осознать великого писателя и человека. Действие фильма начинается в Москве, в старинном особняке на Никитском бульваре, где он провёл последние дни своей жизни. В комнате, где он умер, соберутся все, кто хорошо знал Гоголя: писатели Тургенев и Анненков, граф Александр Толстой, мать писателя – Мария Ивановна. Именно отсюда начнётся «путешествие» по жизненному пути гения, значительная и, возможно, наиболее яркая часть которого связана с Вечным городом. Фильм обещает показать канал «Культура». В прошлом году компания ORTHODOX STUDIO закончила сценарий по «Страшной мести» Гоголя. Это «завещание» Ролана Быкова – когда-то он не смог осуществить постановку, с этой мыслью он поделился с Иваном Охлобыстиным, который и написал сценарий.
На фестивале были свой ритм и своя музыка. Они лились с экрана – насыщенные страстями, слезами горя и радости, поисками истины, вечной борьбы добра и зла. Особенно пронзительно звучали в конкурсных работах документального кино. Подлинным открытием для многих стала картина Андрея Судиловского «Легенды и были дяди Гиляя» (приз за лучший неигровой фильм и приз «ЛГ»). Биография Владимира Гиляровского похожа на приключенческий роман. Он переменил множество профессий. Коллеги называли его королём репортажа, сам же Гиляровский называл себя «летучим корреспондентом». В основе картины не только новеллы писателя, но и хроника Москвы конца XIX века, фотографии и фрагменты немых фильмов того времени.
Каждый, кто приходил на конкурсные просмотры, пусть в малых дозах, но, думаю, очищался от коросты зла, недоверия, что бы ни смотрел: рассказ о судьбе Бориса Пастернака («Сумрак ночи» Юлия Лурье), историю музея великого писателя в станице Старогладковской, который ни разу не закрывался во время чеченских конфликтов («Лев Толстой. Чечня и мир» Анастасии Горюновой-Борисовой), и другие картины.
XV юбилейный кинофестиваль стал заметным явлением в культурной жизни Гатчины и района – как это было и во все предыдущие годы, отметил заместитель главы администрации Е. Веселовский. Но так ли это? К сожалению, кинопросмотры не проходят в залах домов культуры и библиотек района. То ли нет средств во время кризиса, то ли – желания организаторов фестиваля показать киноленты для массового зрителя. Будем надеяться, что в следующем году не только кинотеатр «Победа» примет гостей фестиваля, но и близлежащие посёлки – Сиверский, Дружная Горка и другие.
, ГАТЧИНА – МОСКВА