8 декабря исполняется 80 лет известному петербургскому писателю Валерию Попову. Позади долгий творческий путь, десятки изданных книг, сотни встреч с читателями, заслуженные почёт и уважение. Но юбиляр совсем не собирается почивать на лаврах и уходить на покой. Его мысли и чувства по-прежнему занимает отечественная словесность, её судьба и поиск возможностей сделать для неё что-то хорошее.
– Валерий Георгиевич, вы начинали свою литературную деятельность в непростую эпоху, когда подлинная литература пробивалась к читателю через цензурные запреты. Ныне напечатать можно что угодно, но читателей почти не осталось. Когда существовать в литературе было интереснее – тогда или сейчас?
– Для настоящего писателя любая эпоха – полуфабрикат, и он должен из этого сделать шедевр. А кто плачется: «Эпоха не та! Читатели исчезли!» – не преуспел бы, видимо, ни в какой профессии и ни в какую эпоху. Раньше тиражи были больше, зато сейчас книги выходят чаще. В любом случае внешние обстоятельства не должны влиять на качество твоих книг, и даже на твоё настроение. Кстати, на цензуру я ни разу не напоролся. Свобода творчества редко сталкивается с цензурой. Это надо специально стараться, всё равно что специально биться о столб.
– Долгий литературный путь, как правило, состоит из взлётов и падений, из периодов вдохновения – и времени поиска, подчас мучительного. Вы могли бы отметить подобные периоды в собственной творческой биографии?
– Как говорил мой мудрый батя: «Лучший отдых – смена работы». Бывает, конечно, что выдыхаешься, материал вроде бы кончился. И даже начинает мерещиться, что вот – эпоха не та. Но есть радостный выход – сменить жанр! И там ты сразу оказываешься полным сил, там всё новое, интересное. Поэтому я благодарен моим временным кризисам – благодаря им я неплохо отметился в детской литературе, в ЖЗЛ, а сейчас поглядываю в сторону театра. Если бы театр к нам повернулся – я бы с наслаждением написал несколько весёлых пьес. А пока ты так «отдыхаешь» – уже и новые трагедии происходят, и надо писать о них всерьёз.
– Вы принадлежите к определённой писательской генерации, очень звёздной, прославившей нашу литературу. Эти имена даже называть не стоит, все и так их знают. Существует ли, на ваш взгляд, преемственность между той литературой – и нынешней? Не прервалась ли связь времён?
– Прервалась. Новая литература растёт на абсолютно пустом месте, к сожалению. Как будто бы ничего и не было. Литература сегодня меняет личины, существует в виде интернет-блогов, в варианте полемики в «Фейсбуке» и т.д. Но её сердцевина, глубинная сущность измениться не может.
– Как вы сами для себя определяете эту сущность?
– Задача литературы – помогать людям жить, учить достойно переживать жизненные трагедии и становиться лучше. Мне совершенно не близки книги разрушительные, уничтожающие жизнь. Это или слабоумие, или умысел.
– Не могу не задать вопрос насчёт толстых литературных журналов, поскольку сам отработал в «Неве» несколько лет. Нужны ли они? Устоят ли? Или утонут в бурном океане электронной словесности?
– Электронная словесность – это опасная игра, где писатель может превратиться в блогера и мгновенно стать знаменитым за один лишь удачный каламбур. А кто хочет работать серьёзно – тому в журнал. Без них литературный процесс, думаю, измельчает, сделается плоским и поверхностным. Петербург, возможно, не самое лучшее место для жизни. Но совершено точно, что это лучшее место для создания литературных произведений.
– Вас Петербург стимулирует, провоцирует на творчество?
– Это лучшее место на земле, порождающее гениальность чаще, чем какое-либо другое. Хорошо, когда городское начальство поддерживает этот тезис.
– А Комарово – стимулирует?
– Об этом хотелось бы поговорить отдельно, мне кажется, само это место, его волшебный воздух до сих пор положительно влияет на питерский литературный процесс… Комарово чрезвычайно существенно для литературной жизни. Надеюсь, что статус «малой литературной столицы» сохранится. «Комаровский кислород» необходим нашей литературе.
– Вы пятнадцать лет возглавляете Союз писателей Санкт-Петербурга. Должность почётная, но хлопотная, очень много забот и всякой текучки. Появляется ли иногда желание всё бросить и уйти с головой в творчество?
– Нет. Чувствую, что тут крепну и развиваюсь. Обретаю изобретательность, нахожу неожиданные спасительные ходы, опираясь на положительные свойства наших писателей, и это способствует и искусству сюжетосложения. «Наш Союз писателей безупречен!» – такой поднят флаг, и пока – держимся.
– А нужен ли сейчас вообще Союз писателей? От некоторых наших коллег, в том числе членов этого самого Союза, не раз приходилось слышать, мол, все эти СП давно пора упразднить…
– Мне кажется, наш Союз писателей никому ещё ни в чём не мешал. Наоборот – многим помог, хотя бы издать книги, которые без Союза бы не вышли. Если кому-то не нравится быть в Союзе писателей – так зачем мучиться? Упраздниться, правда, придётся им, но уж никак не Союзу.
– Вы уже много лет ведёте литературную студию, воспитываете молодых писателей. Какие главные истины вы преподносите вашим студийцам, какими словами их напутствуете и поддерживаете?
– Никому ничего не навязываю. Кому-то говорю: «Да вы просто королева гламура! А вы – король фэнтези! Вперёд, перед вами широкая дорога для самоутверждения!» А вот тем, кто родился настоящим писателем, стараюсь не дать пропасть, поддерживаю в них лучшее. Талант не должен гибнуть. Я обязан его спасти.
– В канун юбилея, вероятно, хочется оглянуться назад. Сделано, бесспорно, много, но какие-то произведения наверняка дороже и ближе остальных. Какие книги Валерия Попова вы бы поставили на полку с надписью «Избранное»? Или такое дело стоит доверить исследователям вашего творчества?
– Исследователей моего творчества я как-то не наблюдаю. Один только Дима Быков поддерживает мой дух. Создание «Избранного» я поручил бы читателям. Одним нравятся мои ранние лихие рассказы. Другие считают главными мои трагические повести. Третьи выше всего ставят мои книги из ЖЗЛ. Остановимся на трёх «Избранных». Да – есть ещё ценители детской повести «Тёмная комната» и жизнерадостных детских рассказов. Так что у меня четыре «Избранных», и больше не надо. Не будем жадными.
– Над чем сейчас работаете? Что написано и издано в последнее время?
– После обрыва моей серии в «Эксмо» некоторое время летел в пустоте, потом придумал три книги и написал их. Ни одна, видимо, к юбилею не выйдет. Нырнул в советскую жизнь, собирая материалы о Кирове, скоро представлю книгу на суд читателей. Вот именно – на суд: «Вот так всё было, судите сами!» Всё же правильно, что я там пожил. Воротить харю ни от чего нельзя, тогда ты не писатель, а политический деятель. Надеюсь, я никого не обидел? Вышли две лирико- сатирических повести: «Моя история Родины» в шестом номере «Нового мира» и «Мы не рабы» – в двенадцатом номере «Звезды». Хотелось бы ещё написать о двух моих двоюродных братьях, подаривших мне столько счастья. Никакого упадка сил я не чувствую, скорее – подъём.
– Довольны ли вы сейчас или чем-то огорчены?
– Доволен. Люблю цитировать Шодерло де Лакло: «Кто пользовался любовью женщин и уважением мужчин, пожил достаточно». Написано примерно 50 книг, и все ушли, на чердаке не пылятся. И они – неповторимы, с первой строки видно, кто автор. И я ни разу не видел моих сочинений в «Старой книге», никто не сдаёт!.. Или нигде не принимают? Тоже может быть… Но этот вариант отметаем – к юбилею не подходит. Мне разрешили выступить в день юбилея, а точнее – в вечер, в зале на Мойке, 12. Значит, я стою чего-то? Получается так. Если бы ещё кто-то гарантировал мне, что я окажусь в рассыпанном виде под дубами в Александровском парке Пушкина, где я валялся в детстве, – я был бы счастлив вполне.
«ЛГ»-досье
Валерий Георгиевич Попов родился в 1939 году в Казани. С первого класса – в Ленинграде. Окончил Ленинградский электротехнический институт и сценарный факультет ВГИКа. Автор книг «Южнее, чем прежде», «Жизнь удалась!», «Праздник ахинеи», «В городе Ю», «Третье дыхание», «Горящий рукав», «Комар живёт, пока поёт», «Плясать до смерти» и других. Лауреат премии Правительства РФ в области культуры.Лауреат премий «Северная Пальмира», «Золотой Остап», премии журналов «Новый мир», «Знамя», «Октябрь», премии имени И.П. Белкина, Царскосельской премии, Новой Пушкинской премии. Награждён орденом Дружбы. Председатель Союза писателей СПб.
«ЛГ» поздравляет Валерия Георгиевича Попова с 80-летием! Крепкого здоровья, оптимизма и новых прекрасных книг!