Евгений Грачёв. Конфеты фараона, или Путешествия по разным странам / Художник-иллюстратор С.Е. Воронов. – М.: Априори-Пресс, 2021. – 164 с. – 500 экз.
Попытку представить современную написанную в прозе и стихах версию авантюрного романа для детей предпринял российский прозаик и поэт Евгений Грачёв в своей новой книге «Конфеты фараона, или Путешествия по разным странам».
И можно сказать, что эта попытка вполне удалась. Есть основания уверенно предположить, что произведение ожидают дальнейшие издательские перспективы и востребованность именно у юных читателей. Как бы сами собой ни лезли в любой текст на литературные темы ставшие не вчера банальными унылые «присказки» к серьёзному разговору о том, читают ли сегодняшние дети и подростки, в случае с книжкой Грачёва ответ просто просится в строку: да, читают. И уж эту книгу читать будут обязательно. Даже невзирая на то, что по ней не снят игровой или анимационный фильм и не смонтирована компьютерная игра. Пока. Кстати, грачёвские весёлые «хождения за три моря» – живая шпаргалка для незадачливых продюсеров и режиссёров, уставших досадовать по поводу измельчания нынешних Эдуардов Успенских и Борисов Заходеров. Мол, нет достойного или хотя бы адекватного литматериала, чтобы на его основе клепать для сегодняшних сорванцов мультики про рождённых, и буквально, и фигурально, под знаком «цифры» Чебурашек и Винни-Пухов.
По каким признакам книга Грачёва – роман?
По плотности фабульных нитей и переплетений, по объёму. Действующие персонажи книги – самые разнообразные: от конфет, наделённых именами Ир и Шик, до не нуждающихся в представлении Валентины Терешковой, Анатолия Карпова и Артура Чилингарова. Сказка если и обретает какие-либо отчётливые берега, то только романного свойства.
Практичность сочинения в том, что в нём обозначены не только «мультяшные» берега, но и вполне себе нешуточные государственные границы. И в итоге уже не «Чип и Дейл спешат на помощь», а Ир и Шик летят по периметрам, узнаваемым нынешними продвинутыми россиянами далеко не только по Турции и Таиланду, спасти мышонка по имени Хруп-Хруп и его приятеля котёнка Ми-Ми. В книге органично совместились черты повествовательного жанра и нехрестоматийного путеводителя по странам и континентам. Евгений Грачёв открывается нам не только как сказочник, но и как географ, стремящийся к строгой достоверности, и рассказывает едва ли не о каждой стране мира от «А» до «Я». Бесспорно, нынешние дети сами способны заткнуть за пояс взрослых в знаниях формата «National Geographic», но автор творит собственное страноведение, подчиняя его приключенческому сюжету с участием и вымышленных героев, и реальных людей.
Надо суметь увидеть значимое прежде всего в новом понимании «планетоцентричности», когда конъюнктурно истолкованному патриотизму (неважно какой страны) подчас некому (или некогда?) противопоставить общеземное, общечеловеческое. Бойкие говорливые конфетки, оснастившись всем необходимым сегодня коммуникационным арсеналом (включая прибор рифмофон), летят в космос, но модный заграничный инноватор Илон Маск «отдыхает» в своих дерзаниях. Ведь Иру и Шину, оказывается, нужны не дальние галактики. И даже не объекты Солнечной системы. А всё та же вроде бы изученная, переезженая и перелётанная вдоль и поперёк Земля. И открываешь это нехитрое обстоятельство уже по прочтении книги, после динамичного калейдоскопа встреч, потерь, сюрпризов и откровений на пути персонажей – линейно повторяющем маршрут героев «Вокруг света за 80 дней» Жюля Верна, но освещённому при этом какой-то неожиданной, светлой грустью.
Алексей Голяков