Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 14 июля 2021 г.
Культура Телеведение

Обычный фильм?

Как послужили два товарища советскому кино

14 июля 2021
«Служили два товарища»: Ролан Быков и Олег Янковский

В который раз застываю перед экраном телевизора, когда там идёт фильм Евгения Карелова «Служила два товарища». Казалось бы, обычная советская картина, всем, кто постарше, – знакомая. Обычная? Ну как бы да. «Пропагандистская» ещё притом, так сейчас написал бы бойкий нынешний критик из молодых. Там ведь хорошие красные штурмуют Турецкий вал в Крыму, изгоняя из Крыма нехороших белых.

А по нынешним-то временам всё советское кино горазды в единый пропагандистский тренд записать критики этого периода нашего кино.

Я – о другом.

ПОЧЕМУ ЖЕ ОНА, КАРТИНА «СЛУЖИЛИ ДВА ТОВАРИЩА», ТАК ХОРОШО СДЕЛАНА?

В деталях. И по сути.

Ну да, высокомерно ответят мне мудрые киноведы, – так это ж, батенька, Дунский и Фрид сценарий написали. И что? Над ними не было кровавой репрессивной машины Госкино и худсоветов своих же коллег, что заканчивались инфарктами и вымыванием из профессии? Всё это они на себе, два замечательных сценариста, как и все, испытывали. Они-то уж никак не были неприкосновенными, как Райзман, Герасимов и другие столпы советского киноискусства.

Но – смогли, работая в ура-патриотической теме, создать сочные и противоречивые характеры двух красных недотёп и, пожалуй, впервые в нашем кино вызывающего сочувствие белого офицера – поручика Брусенцова в блестящем исполнении Высоцкого.

Конечно, цензура не минула картину: никак не хотели утверждать на роль протагониста красной идеи Ролана Быкова – «ну совсем он не героический...». Верно, совсем.

Но – сломали стереотипы «хороший-плохой», «белый-красный», кажется, впервые в советском кино – и Быков, и авторы.

А потому картина стала необычной по внутреннему авторскому посылу, что авторы как-то странно-отстранённо, часто с юморком (чего стоит тот же гротескный Папанов с усищами в роли «Будённого»!) наблюдают за красными. И – с сочувствием за белым – Высоцким.

И вот пропустила цензура такой взгляд. Времена поменялись. 1968 год.

Брусенцова – Высоцкого, правда, сильно порезали на монтаже, так как белый офицер не должен был, по мнению цензоров, перетягивать на себя внимание. Высоцкий сетовал, что в фильме осталась только треть роли, и даже по этим крохам можно было зрителю судить о том, каким благородным и интересным был его герой.

Но. Не пришло ещё время благородных белых, они пришли попозже – в лице и образах Кайдановского и Пороховщикова.

Ничего в фильме впопыхах, впроброс, походя. Всё свинчено, всё работает.

Работает камера Михаила Ардабьевского, вообще-то снявшего до того «Город мастеров» – на мой взгляд, идеальную и лучшую советскую киносказку ХХ века. Режиссёр Евгений Карелов, что прожил всего 45 лет, снял сочную картину, в которой много исторического и актёрского «мяса», все актёры на месте, а особо главные два товарища – рефлексирующий попович Олег Янковский и рубаха-парень, простак Ролан Быков. Несовместимые вроде как бы граждане одной страны, зачем-то – вот надо же – оба борющиеся за идеалы «красного режима».

В конкретном историческом отрезке, который принято помечать эпохой социалистического реализма во всех видах искусства, конкретные мастера кинодела работали добротно и мастеровито, а то и гениально. И идеология здесь часто была ни при чём. Да, наверное, без идеологических шор сделали бы и своё, какое-то иное кино Эйзенштейн и Абрам Роом, Михаил Ромм и Андрей Тарковский.

Но – дело сделано. И делалось оно очень часто по самой высокой планке.

Такой вот «обычный» советский фильм.

Сергей Русаков, кинорежиссёр, сценарист, продюсер

Тэги: Сергей Русаков
Обсудить в группе Telegram

Сергей Русаков

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Классика жанра

    09.05.2025
  • «Ты не покинь меня, моя живая память»

    09.05.2025
  • Боевые эксперты

    08.05.2025
  • «Лёгкая кавалерия» взяла Москву

    08.05.2025
  • Железные люди

    07.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS