Олег Шиловский известен как режиссёр фильмов о спортсменах, артистах, известных людях других профессий. «Юрий Яковлев. «Царь. Очень приятно!», «Алексей Мишин. Разрываясь между звёздами», «Мой папа – Шаляпин» – эти и другие его ленты популярны среди любителей документального кино.
Серьёзной вехой в фильмографии Шиловского можно считать полнометражную художественную картину «Про идиотов и влюблённых», снятую в Санкт-Петербурге по мотивам произведений известного прозаика Сергея Арно. На днях в Доме писателя в Петербурге состоялся её просмотр и фильм смогли по достоинству оценить как поклонники таланта Шиловского, так и те, кто следит за творчеством Арно. А «ЛГ», конечно, не упустила случая побеседовать с режиссёром.
– Олег, почему вы решили обратиться к произведениям именно Арно?
– Меня с творчеством Сергея Игоревича связывают давние отношения. Причём больше давние, чем личные. Лично мы встретились в 2017 году, а вот с его творчеством я познакомился в самом начале 1990-х. Будучи ещё студентом, я искал современных авторов. Мне было интересно, что же пришло на смену советской литературе. Какая-то мистическая сила привела меня в магазин «Академкнига», где мне предложили приобрести небольшой томик в красной обложке с размашистым названием «Орфография». Там были представлены четыре автора, один из них – Сергей Арно. Прочитав, я понял, что Арно – это именно то, что я искал. С тех пор я приобретал все его книги. Через некоторое время мы с ним лично познакомились. Так что Сергей Арно – мой любимый писатель.
Его творчество отличается своеобразным, порой парадоксальным мышлением и безудержным полётом фантазии. Арно – истинный мастер фантасмагории, абсурда и чёрного юмора. Действие всех его романов происходит в Петербурге – городе, полном тайн и загадок. Я как читатель и как режиссёр тянусь к его творчеству, поэтому у меня не было сомнений в том, чьи книги мне бы хотелось экранизировать. На мой взгляд, произведения Арно современны и актуальны. Даже те, что написаны почти 30 лет назад, например роман «Живодёрня». Вообще, фильмы по его романам могут занять пустующую сейчас жанровую нишу – сочетание мистики и юмора, абсурда и реальности, этакий крутой замес из всего этого. Его фирменный стиль – динамичное повествование, интрига, своеобразный юмор, который в некоторых моментах даже перехлёстывает, а ещё безудержная фантазия. Читая его книги, никогда не могу предугадать, что произойдёт на следующей странице. Его герои как бы и среди нас, и в то же время отделены тонким слоем параллельного мира. Этот слой временами стирается, ирреальность наползает на реальность.
Сценарий фильма написала Светлана Лисянская на основе двух произведений Арно: «День всех влюблённых» и «Роман о любви, а ещё об идиотах и утопленницах». И там и там – история личных взаимоотношений. Одна история грустная, а другая – счастливая. Но везде присутствует любовь. Фильм назвали «Про идиотов и влюблённых». Ведь влюблённые, как пишет Арно, «счастливы, как идиоты».
– В произведениях Арно немало мистического. Случалось ли что-то необычное во время работы над фильмом по его романам?
– Там всё оказалось мистикой. И то, как всё складывалось, как снималось, как чудесным образом находились нужные нам локации для съёмок. Погода, опять же: то она была дождливой, когда это нужно, то солнечной, когда того требовал эпизод. Состояние Невы... Река порой словно чувствовала настроение эпизода: то была спокойной, то прямо билась о гранит. Город стал полноправным участником съёмочного процесса, и мы все ощущали его поддержку. Мистика присутствовала на съёмочной площадке от первого до последнего кадра. Все мы оказались в необычном мире Сергея Арно. Работали быстро и с удовольствием.
– Расскажите об актёрах, задействованных в фильме.
В нашем фильме снимались и звёзды российского кино, и начинающие актёры, и даже люди, к актёрству отношения не имеющие. Например, профессор-филолог Валерий Ефремов сыграл забавную роль в эпизоде с костылями. Художница Мария Семёнова сыграла медсестру. Популярнейшая в прошлом кавээнщица Светлана Пермякова исполнила роль Матильды, эстетки, разлучницы и коварной злодейки. Думаю, что в такой ипостаси она находилась впервые. Заслуженная артистка России Галина Бокашевская создала глубокий по драматизму образ матери пропавшей Марины. Саму Марину сыграла начинающая актриса Евгения Соболева, а её мужа Максима, которого увела Матильда, – молодой актёр Александр Маковский. Роль сумасшедшего рыбака сыграл знаменитый в мире рок-музыки звукорежиссёр Андрей Тропилло, увы, недавно ушедший от нас. Две главные роли, Андрея и Кристины, сыграли Филипп Шиловский и Кристина Кащенко.
С Кристиной, кстати, тоже случилась вполне мистическая история. Подходящую актрису на эту роль долго не могли подобрать. Сложность заключалась в том, что актриса должны была быть не просто артисткой, но и на самом деле нести в себе какое-то внутреннее мистическое содержание. Мне это было важно, иначе получилась бы неправда. Сыграть такое невозможно. И мне предложили посмотреть одну кандидатку, не актрису. И Кристина Кащенко мистическим образом оказалась той самой Кристиной, которую ей нужно было сыграть.
Роль писателя в фильме, конечно, мог исполнить профессиональный актёр, но мы в итоге решили, что лучше самого Сергея Арно этот образ никто не покажет. И оказались правы. Получилось, на мой взгляд, здорово. Арно вжился в роль писателя и чувствовал себя вполне раскрепощённо перед камерой.
Фильм получился, на мой взгляд, с «правильным» настроением. Есть лирические сцены, динамика, интрига, триллер. Главная его особенность – фильм затягивает зрителя постепенно. Не сразу хватает его за горло, а незаметно вплетает его в этот мистический водоворот событий. Ну, подробности сюжета, конечно, раскрывать не стану…
– Где можно посмотреть вашу новую работу?
– Сегодня показ состоялся в петербургском Доме писателя на Звенигородской, 22. Иногда фильм демонстрируется в кинотеатрах. Проще всего его увидеть в Сети.
СПРАВОЧНО
Фильм Олега Шиловского «Про идиотов и влюблённых» был представлен на 10 европейских фестивалях и высоко оценён на четырёх из них. Призёр фестиваля в Высоких Татрах (Словакия) как лучший мистический фильм. Финалист Международного кинофестиваля в Лулело (Швеция) за лучшую режиссёрскую работу. Финалист фестиваля Парижской международной академии в номинации «Лучший режиссёр». Картина также вошла в шорт-лист Международного кинофестиваля в Эльфсбюне (Швеция) как лучший полнометражный фильм.
«ЛГ»-ДОСЬЕ
Сергей Игоревич Арно родился 14 апреля 1958 года в Ленинграде. Выпускник Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта. Работал заместителем директора Центра современной литературы и книги, заместителем главного редактора газеты «Литературный курьер», был директором ГУП «Дирекция праздничных мероприятий 300-летия Петербурга», работал в пресс-службе губернатора Санкт-Петербурга, вместе с Константином Мелиханом являлся соавтором и соведущим телевизионной юмористической передачи «Джентльмен-Пресс» на канале СТС. Заместитель председателя Союза писателей Санкт-Петербурга. Один из учредителей АБС-премии (Премии Аркадия и Бориса Стругацких). Автор сценариев для цикла телевизионных передач «Частный сыщик» на 5-м канале. Директор и соредактор Издательства Союза писателей Санкт-Петербурга.