Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 мая 2024 г.
  4. № 19 (6933) (15.05.2024)
Невский проспект Интервью Спецпроект

Обыкновенная мистика, неподвластная интеллекту

Сергей Арно сыграл роль писателя в фильме, снятом по его произведениям

17 мая 2024
Режиссёр, сценарист, продюсер Олег Шиловский

Олег Шиловский известен как режиссёр фильмов о спортсменах, артистах, известных людях других профессий. «Юрий Яковлев. «Царь. Очень приятно!», «Алексей Мишин. Разрываясь между звёздами», «Мой папа – Шаляпин» – эти и другие его ленты популярны среди любителей документального кино.

Серьёзной вехой в фильмографии Шиловского можно считать полнометражную художественную картину «Про идиотов и влюблённых», снятую в Санкт-Петербурге по мотивам произведений известного прозаика Сергея Арно. На днях в Доме писателя в Петербурге состоялся её просмотр и фильм смогли по достоинству оценить как поклонники таланта Шиловского, так и те, кто следит за творчеством Арно. А «ЛГ», конечно, не упустила случая побеседовать с режиссёром.

– Олег, почему вы решили обратиться к произведениям именно Арно?

– Меня с творчеством Сергея Игоревича связывают давние отношения. Причём больше давние, чем личные. Лично мы встретились в 2017 году, а вот с его творчеством я познакомился в самом начале 1990-х. Будучи ещё студентом, я искал современных авторов. Мне было интересно, что же пришло на смену советской литературе. Какая-то мистическая сила привела меня в магазин «Академкнига», где мне предложили приобрести небольшой томик в красной обложке с размашистым названием «Орфография». Там были представлены четыре автора, один из них – Сергей Арно. Прочитав, я понял, что Арно – это именно то, что я искал. С тех пор я приобретал все его книги. Через некоторое время мы с ним лично познакомились. Так что Сергей Арно – мой любимый писатель.

Его творчество отличается своеобразным, порой парадоксальным мышлением и безудержным полётом фантазии. Арно – истинный мастер фантасмагории, абсурда и чёрного юмора. Действие всех его романов происходит в Петербурге – городе, полном тайн и загадок. Я как читатель и как режиссёр тянусь к его творчеству, поэтому у меня не было сомнений в том, чьи книги мне бы хотелось экранизировать. На мой взгляд, произведения Арно современны и актуальны. Даже те, что написаны почти 30 лет назад, например роман «Живодёрня». Вообще, фильмы по его романам могут занять пустующую сейчас жанровую нишу – сочетание мистики и юмора, абсурда и реальности, этакий крутой замес из всего этого. Его фирменный стиль – динамичное повествование, интрига, своеобразный юмор, который в некоторых моментах даже перехлёстывает, а ещё безудержная фантазия. Читая его книги, никогда не могу предугадать, что произойдёт на следующей странице. Его герои как бы и среди нас, и в то же время отделены тонким слоем параллельного мира. Этот слой временами стирается, ирреальность наползает на реальность.

Сценарий фильма написала Светлана Лисянская на основе двух произведений Арно: «День всех влюблённых» и «Роман о любви, а ещё об идиотах и утопленницах». И там и там – история личных взаимоотношений. Одна история грустная, а другая – счастливая. Но везде присутствует любовь. Фильм назвали «Про идиотов и влюблённых». Ведь влюблённые, как пишет Арно, «счастливы, как идиоты».

– В произведениях Арно немало мистического. Случалось ли что-то необычное во время работы над фильмом по его романам?

– Там всё оказалось мистикой. И то, как всё складывалось, как снималось, как чудесным образом находились нужные нам локации для съёмок. Погода, опять же: то она была дождливой, когда это нужно, то солнечной, когда того требовал эпизод. Состояние Невы... Река порой словно чувствовала настроение эпизода: то была спокойной, то прямо билась о гранит. Город стал полноправным участником съёмочного процесса, и мы все ощущали его поддержку. Мистика присутствовала на съёмочной площадке от первого до последнего кадра. Все мы оказались в необычном мире Сергея Арно. Работали быстро и с удовольствием.

– Расскажите об актёрах, задействованных в фильме.

В нашем фильме снимались и звёзды российского кино, и начинающие актёры, и даже люди, к актёрству отношения не имеющие. Например, профессор-филолог Валерий Ефремов сыграл забавную роль в эпизоде с костылями. Художница Мария Семёнова сыграла медсестру. Популярнейшая в прошлом кавээнщица Светлана Пермякова исполнила роль Матильды, эстетки, разлучницы и коварной злодейки. Думаю, что в такой ипостаси она находилась впервые. Заслуженная артистка России Галина Бокашевская создала глубокий по драматизму образ матери пропавшей Марины. Саму Марину сыграла начинающая актриса Евгения Соболева, а её мужа Максима, которого увела Матильда, – молодой актёр Александр Маковский. Роль сумасшедшего рыбака сыграл знаменитый в мире рок-музыки звукорежиссёр Андрей Тропилло, увы, недавно ушедший от нас. Две главные роли, Андрея и Кристины, сыграли Филипп Шиловский и Кристина Кащенко.

С Кристиной, кстати, тоже случилась вполне мистическая история. Подходящую актрису на эту роль долго не могли подобрать. Сложность заключалась в том, что актриса должны была быть не просто артисткой, но и на самом деле нести в себе какое-то внутреннее мистическое содержание. Мне это было важно, иначе получилась бы неправда. Сыграть такое невозможно. И мне предложили посмотреть одну кандидатку, не актрису. И Кристина Кащенко мистическим образом оказалась той самой Кристиной, которую ей нужно было сыграть.

Роль писателя в фильме, конечно, мог исполнить профессиональный актёр, но мы в итоге решили, что лучше самого Сергея Арно этот образ никто не покажет. И оказались правы. Получилось, на мой взгляд, здорово. Арно вжился в роль писателя и чувствовал себя вполне раскрепощённо перед камерой.

Фильм получился, на мой взгляд, с «правильным» настроением. Есть лирические сцены, динамика, интрига, триллер. Главная его особенность – фильм затягивает зрителя постепенно. Не сразу хватает его за горло, а незаметно вплетает его в этот мистический водоворот событий. Ну, подробности сюжета, конечно, раскрывать не стану…

– Где можно посмотреть вашу новую работу?

– Сегодня показ состоялся в петербургском Доме писателя на Звенигородской, 22. Иногда фильм демонстрируется в кинотеатрах. Проще всего его увидеть в Сети.

СПРАВОЧНО

Кадр из фильма «Про идиотов и влюблённых»

Фильм Олега Шиловского «Про идиотов и влюблённых» был представлен на 10 европейских фестивалях и высоко оценён на четырёх из них. Призёр фестиваля в Высоких Татрах (Словакия) как лучший мистический фильм. Финалист Международного кинофестиваля в Лулело (Швеция) за лучшую режиссёрскую работу. Финалист фестиваля Парижской международной академии в номинации «Лучший режиссёр». Картина также вошла в шорт-лист Международного кинофестиваля в Эльфсбюне (Швеция) как лучший полнометражный фильм.

«ЛГ»-ДОСЬЕ

Сергей Игоревич Арно родился 14 апреля 1958 года в Ленинграде. Выпускник Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта. Работал заместителем директора Центра современной литературы и книги, заместителем главного редактора газеты «Литературный курьер», был директором ГУП «Дирекция праздничных мероприятий 300-летия Петербурга», работал в пресс-службе губернатора Санкт-Петербурга, вместе с Константином Мелиханом являлся соавтором и соведущим телевизионной юмористической передачи «Джентльмен-Пресс» на канале СТС. Заместитель председателя Союза писателей Санкт-Петербурга. Один из учредителей АБС-премии (Премии Аркадия и Бориса Стругацких). Автор сценариев для цикла телевизионных передач «Частный сыщик» на 5-м канале. Директор и соредактор Издательства Союза писателей Санкт-Петербурга.

Обсудить в группе Telegram

Ольга Шпакович

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • C зонтиком против урагана

    08.05.2025
  • Сыны Калмыкии в боях за Родину

    08.05.2025
  • Помнить всё, что было не с нами

    08.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Антон Лубченко: «Я ведь по жизни – странник»

    1513 голосов
  • Театр нельзя законсервировать

    347 голосов
  • С качеством знаний – тушите свет

    279 голосов
  • Мы просто хотим жить

    265 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS