В своё время царь Иоанн Васильевич Грозный, решив забрать в опричнину часть территории Москвы за Арбатскими и Никитскими воротами, без лишних церемоний выпроводил оттуда исконное население. С того момента там возникла Поварская (Кормовая) слобода Земляного города, где обитали повара, пекари, скатертники и иная обслуга государева двора.
Хлебопёки, в частности, расположились за ручьём Черторый (параллельно нынешнему Мерзляковскому переулку); появилась Хлебная улица, известная с XVIII века как Хлебный переулок.
Когда столица была перенесена на берега Невы, слобода постепенно захирела, и на месте её кварталов стали селиться дворяне и купцы. При пожаре 1812 года вся здешняя деревянная застройка выгорела, и в дальнейшем переулок застраивался каменными особняками, а с конца XIX столетия – доходными домами высотою в пять-шесть этажей.
На скрещении с Малым Ржевским переулком внимание непременно привлечёт небольшой комплекс из трёх зданий. Это городская усадьба Михаила Афанасьевича (Аслановича) Тарасова, представителя известнейшего клана армянских купцов, каковых можно смело поставить в один ряд с Морозовыми и Рябушинскими.
Основателем этой династии считается Аслан Торосян, начавший в 1839 году в Армавире дело торговли ватой и мануфактурным товаром. Через несколько десятилетий трое его сыновей русифицировали фамилию, объединились в «Торговый дом братьев Тарасовых» и открыли отделения в Екатеринодаре, Ставрополе, Симферополе и Астрахани. В 1900 году с высочайшего позволения торговый дом был преобразован в «Товарищество мануфактур братьев Тарасовых» с капиталом в три миллиона рублей, который считался лидирующим на юге России в торговле той же ватой, а также текстилем, овчиной и лошадьми.
Через некоторое время братья перебрались в Москву – крупнейший центр российского купечества. Впрочем, приехали они сюда ещё далеко не миллионерами. Как вспоминал их знакомый, предприниматель и коллекционер Н.П. Щукин, «вначале братья Тарасовы жили весьма скромно; ездили по железной дороге в третьем классе, возили с собой мешки с сухарями из чёрного хлеба, которыми питались в дороге, носили зимой потёртые бараньи шубы, но потом они разбогатели, и мы увидели их в собольих шубах с бобровыми воротниками».
Действительно, уже в 1903-м они вступили в первую купеческую гильдию, создали Северо-Кавказский банк, что субсидировал строительство железной дороги Армавир–Туапсе. Правление их «Товарищества…» располагалось на Старой площади, в здании Московского страхового общества и гостиницы «Боярский двор».
Старшему из братьев, Гавриилу Аслановичу, принадлежало роскошное «ренессансное» палаццо на Спиридоновке, а для младшего, Михаила, возвели в 1909–1910 годах вышеупомянутое жилище, завершившее формирование целого ансамбля особняков на углу Хлебного переулка.
Проект этого дома традиционно приписывают переехавшему за несколько лет до того из Петербурга гражданскому инженеру М.Ф. Гейслеру. Однако он никогда не считал себя «чистокровным» архитектором, а был в Первопрестольной владельцем солидной строительной конторы. Поэтому возможно, что сооружал дом другой зодчий, также бывший петербуржец – К.А. Грейнерт, а Гейслер лишь корректировал проект и занимался инженерными работами. Измерить степень влияния каждого мастера в подобной совместной работе практически невозможно.
В любом случае мы видим очень эффектный неоклассический особняк, декоративная отделка которого навеяна мотивами графики «Мира искусства».
Фасады главного здания (частично двухэтажные, частично трёхэтажные с подвалом и антресолями) полностью сохранили первоначальную композицию. Основные оси акцентированы балконами, в уступе южного двора устроена терраса, антаблемент которой поддерживается спаренными колоннами. Заметным украшением фасадов служат окна различной формы.
Гладь стен разбавлена волнообразной фактурой заполнения подоконных филёнок второго этажа, «густым» ампирным декором карнизов и тонкими поясками, «бусами» и гирляндами аттиков. Сюда нужно прибавить вазоны в неглубоких нишах, маскароны, лепные фризы и т.д.
Чрезвычайно богат «животный мир» особняка. Здесь присутствуют и грифоны, символизирующие власть над небом и землёй, бдительность и гордыню, и лебеди, и орлы, и совы, и бараньи головы – символ процветания.
А поглядите на людей – эдаких скромных атлантов, которые прячутся в толще стен и ничего не поддерживают! Подобные человеческие изображения характерны больше для модерна, они как будто сошли с работ лучших иллюстраторов той эпохи – Виктора Васнецова и Ивана Билибина. Впрочем, тут они остроумно сочетают и классицистические мотивы: их бороды превращаются в листья аканта.
Примерно в том же стиле оформлены ворота во двор и флигель, выходящий на улицу.
Примечательно, что в доме было сделано два входа (они существуют до сих пор). С Малого Ржевского переулка – в роскошную двенадцатикомнатную квартиру самого М.А. Тарасова. С Хлебного же переулка – в квартиру на втором этаже, которую снимал потомственный почётный гражданин М.А. Бер, член Московского автомобильного общества, сотрудник Голофтеевской школы для рукодельниц Общества поощрения трудолюбия.
На обоих этажах уцелела историческая планировка с анфиладами парадных помещений и жилой зоной.
Все Тарасовы покинули Россию вскоре после революционных событий 1917 года. В национализированном особняке разместился Комиссариат по польским делам в составе Наркомата по делам национальностей. Позже здание вместе с флигелями было отдано детскому дому и, наконец, Бельгийской миссии.
Сейчас бывшее владение Тарасова находится в хозяйственном ведении ГлавУпДК при МИД России.
Хотя М.Ф. Гейслер после отъезда из Северной столицы достаточно активно проектировал здания и в Москве, единственной по-настоящему удачной его здешней постройкой (даже если она выполнена в соавторстве) является именно тарасовский особняк.
Начало 2000-х годов отмечено здесь первым достаточно серьёзным этапом реставрационных работ в рамках приспособления объекта к современному использованию.
В настоящее время ГлавУпДК приступило к продолжению комплексной реставрации этого замечательного памятника неоклассического зодчества. Согласно разработанному детальному плану работ предстоит выполнить следующее. Ликвидировать на наружных стенах главного дома трещины (глубина их раскрытия достигала около 1,4 мм), вычинить кирпичную кладку, привести в порядок пострадавшие участки гладкого и рустованного штукатурного слоя, устранить причины намокания стен. Также задумана локальная реставрация всей декоративной отделки.
Специалисты уже работают над ремонтом подвергшихся разрушению от времени гранитной облицовки цоколя уличных фасадов, гранитных ступеней крыльца и площадки перед входом, а также площадки входа с юго-западной стороны. Соответственно будут также целиком отремонтированы металлические элементы – парапеты, решётки, козырьки над входами.
При осмотре элементов крыши была определена необходимость осуществления огнезащитной обработки металлической стропильной системы и огнебиозащитной обработки деревянной обрешётки. Ремонт собственно кровельного покрытия с локальной заменой будет осуществлён по результатам расчистки. Подвергнутся замене желоба и водосточные трубы, будет ликвидирована протечка в местах слухового окна.
При этом принято решение сохранить сделанные при предыдущей реставрации выход на кровлю и металлическое её ограждение.
Гаражное помещение также останется прежним, но ворота с рольставнями будут уже совершенно другими. Будет локально облагорожена и внутридворовая территория.
Планируется, наконец, радикально изменить систему наружного освещения. Тут главный акцент задуман на зрительную взаимосвязь с уже существующими световыми доминантами: высоткой на Кудринской площади (вид с Хлебного переулка) и храмом Большое Вознесение (вид с Малого Ржевского переулка). Часть светильников (так называемые пушкинские бра по бокам от входа) будет демонтирована как не соответствующая архитектурной стилистике здания, а часть модернизирована. Примечательно, что задуманы будничный и праздничный режим подсветки фасадов.
По итогу запланированных работ особняк вернёт себе свой исторический облик.