Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Очень большой маленький человек

01 января 2007

В «Эрмитаже» Михаил Левитин превратил «Скучную историю» в «Тайные записки тайного советника»

По признанию худрука театра «Эрмитаж», о совместной работе они с Михаилом Филипповым мечтали давно, и наконец мечта осуществилась. Приглашение на главную роль актёра из другого театра – дело по нынешним временам самое что ни на есть обыкновенное и порою весьма результативное, но в данном случае несовместимость энергетик самого «Эрмитажа» и его «гостя» (основным местом сценического обитания которого является Театр им. Маяковского) сыграла против спектакля. Притом что режиссёр сделал всё от него зависящее, чтобы вывести своих актёров на принципиально иную высоту, в том числе и посредством мастерски точной психологической палитры, заданной самой пьесой, где Левитин объединил «Скучную историю» с рассказом «Враги» и отрывками из «Чайки».

Однако инерция театрального бытия, по всей видимости, оказалась сильнее, из-за чего спектакль распадается на два пласта, жизнь в которых идёт параллельно. В одном – страдающий от себя самого уважаемый тайный советник, с каждой минутой всё острее осознающий бессмысленность прожитой им жизни. С другой – его близкие, ученики и коллеги, мучимые проблемами совсем иного порядка, решение которых даёт им возможность считать свою жизнь и полной, и осмысленной. На тех перекрёстках чеховского текста, где должны происходить лобовые столкновения этих миров, в спектакле столкновений как раз и не происходит: каждый персонаж «взрывается» сам по себе. Исключение, пожалуй, составляют только две сцены: последняя лекция Михаила Степановича и развёрнутая до «вставной пьесы» интерпретация «Врагов», где достойным партнёром Филиппова становится Александр Ливанов. В первой он фигурирует в качестве ассистента профессора (Левитин изменил профессию чеховского персонажа, превратив филолога в медика и поручив ему роль верного телохранителя главного героя), а во второй – в качестве обманутого мужа.

Но самое интересное в спектакле – это наблюдать за тем, как актёр и режиссёр выкапывают из канонического текста смысл, который в нём вроде бы и неочевиден. Тайные записки тайны не потому, что своими переживаниями почтенный профессор не может поделиться ни с кем из близких (ход с разрозненными страницами, которые, почти не уходя со сцены, «читает» Катя, воспринимается всего лишь как дань внешнему обоснованию событий), а потому, что он и самому себе не в состоянии признаться в глубине своего жизненного фиаско. Наука, ставшая его единственной страстью, наградила его мировым авторитетом, но не сделала ни на йоту счастливее самого безвестного из смертных.

В том, что жена и дочь, некогда горячо им любимые, из милых, неглупых, а главное – живых женщин превратились в манекены, в том, что воспитанница, тоже в былые времена не обделённая его заботами, потеряла самоё себя, так и не успев по-настоящему обрести, виноват он, и только он один. Он умел противостоять, по его собственному выражению, «внешним влияниям», а они – нет. Николай Степаныч ничтоже сумняшеся признаётся, что его «судьбы костного мозга интересуют больше, чем конечная цель мироздания». Зачем он тогда женился и детей на свет производил, позвольте вас спросить? Легко презирать, обвинять в мещанстве, скаредности и эгоизме тех, кому давно уже нет места в твоём собственном сердце. Мировое медицинское светило, своими научными изысканиями спасавшее чужие жизни, загубило жизни близких, а в конечном итоге и свою собственную. Наука, как жестокое божество, убила одного из самых преданных своих жрецов. Ради чего? Не в этом ли и заключается самая большая тайна тайных записок тайного советника?

Андрей БОРОДИН

Обсудить в группе Telegram

Андрей Бородин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS