– Михаил Фрадков был премьером «техническим», а следовательно, несамостоятельным, «параметры» его самостоятельности определяло первое лицо государства. И не только самостоятельности, но и политической воли, к которой у нас давно все призывают. Как выяснилось, эта самая политическая воля имеется в России у одного-единственного человека. Хорошо это или плохо? Для укрепления властной вертикали – хорошо, для экономического развития страны – скорее плохо, поскольку политическую волю лидера государства воспринимают как спину, за которую можно спрятаться. В этом плане «технический премьер» связан по рукам и ногам, не может проявить себя в полной мере. Если признаки этого вскоре обнаружатся у Виктора Зубкова, то ждать каких-либо серьёзных изменений в жизни государства вряд ли будет оправданно. Если же он получит существенную «квоту» на самостоятельность и право на политическую волю, то позитивные изменения в правительстве могут вскоре произойти. Путин, возглавив страну, перевёл всё управление ею на себя. Сопоставьте количества поездок по России президента и какого-нибудь министра – соотношение будет один к двадцати, а ведь активно двигаться по стране обязаны именно министры, и изучать её они должны не по компьютерным данным, а по личному опыту встреч, общения на местах. Когда же главное событие у нас – не заседание правительственного кабинета, а отчёт его членов перед президентом, – конечно, с одной стороны, это повышает значимость президента, но с другой – подчёркивает второстепенность правительства, что само по себе ненормально. Хорошо, что уже однозначно заявлено о неблагополучии административной реформы, приведшей к кризису управления в стране. Вместо сокращения управленческого аппарата произошло его разрастание, и то, что, например, за деятельность в рыбной отрасли у нас отвечали 16 ведомств (примерно то же самое происходило в лесном хозяйстве), ни к чему, кроме бедлама, привести не могло. Думается, новое правительство будет перестраиваться. В последнее время всё чаще говорят о сильном мировом кризисе, который вроде придётся на 2009–2011 годы и не может в принципе не сказаться на экономике России. В этом случае Путину предоставится ещё один шанс «прийти и спасти» страну. А не признать того, что уже однажды он вывел её из кризиса, нельзя.
, гендиректор Совета по национальной стратегии:
– Новому правительству, возможно, выпала некая историческая миссия: оно может обозначить главные темы предстоящего избирательного цикла. Одной из таких тем, не исключено, станет борьба с коррупцией. В этом контексте примечательна ссылка премьера на то, что он будет работать вместе с обществом, взаимодействовать непосредственно с населением России. Сейчас Виктор Зубков может просто начать «сажать», точнее, всячески способствовать этому. Соответствующей информации у него много, поскольку он занимался финансовой разведкой и знает, кто куда какие денежные потоки уводил и как это делалось. Если правительство хотя бы начнёт реальную, а не показушную борьбу с коррупцией, то заслужит высочайшее уважение и большинство граждан России с восторгом воспримут такую деятельность.
, философ, политолог:
– Думаю, что новое правительство фактически подведёт черту под спором Путина с олигархическими структурами, воздвигнет могильный камень всевластию всех их типов – от фрондёрских (каковых почти не осталось) до конформных, по сути ручных. Их эра подходит к закату. У нас будет принципиально новый кабинет министров, не «технический» в отличие от фрадковского; он станет впервые по-настоящему путинским. Виктор Зубков, на мой взгляд, носитель очень ясной идеологии, совпадающей с идеологией президента, причём не по конформистским соображениям, а по личным твёрдым убеждениям. То есть мы будем иметь дело с «идеологическим» правительством, призванным следовать путинским курсом, завершить кампанию по восстановлению государством своего суверенитета, обретению независимости от всевозможных кланов. Полагаю, что просуществует оно в основе своей не до мая следующего года, а гораздо дольше и будет действовать так же, как и при нынешнем президенте. Зубков же, по всей вероятности, станет преемником Путина, а значит, новое правительство можно будет охарактеризовать ещё и как «правительство преемника». Многие говорят, что нынешний премьер – техническая фигура, что он ничего не решает, что он лишь исполнитель, что ему дали управление страной только на предвыборный период. Считаю, что всё совершенно не так: во главе правительства – весьма серьёзная личность, обладающая собственными взглядами на реформирование экономики, антиолигархическим пониманием происходящего, социальной ориентацией. Правительство пред лицом сложившихся и вновь образующихся властных кланов наверняка будет иммунно защищено гораздо надёжнее, нежели предыдущее, поскольку нынешний премьер ни к одному из них не относится, практически полностью свободен от их влияния. Все министры станут работать в рамках путинского курса, направленного прежде всего на укрепление государственности. Это будет правительство совсем нового типа.
Сумма прописью
Сегодняшние споры о правительстве окрашены прежде всего в предвыборные тона. Говоря о нём, гадают о том, какую роль оно сыграет в ходе парламентских и президентских выборов. Между тем у высшего исполнительного органа власти есть все возможности в качестве серьёзного, действенного игрока как в политике, так и в экономике. Использует ли он эти возможности, предугадать трудно. Но, на наш взгляд, кабинет Виктора Зубкова будет куда более зубастым и энергичным, чем правительство Михаила Фрадкова.