Юбилей Алексея Петренко каналы «Культура» и «Россия» отметили документальными фильмами. В одном о нём говорили режиссёры, коллеги и супруга, а во втором говорил он сам. Режиссёр «Парадоксов Алексея Петренко» Борис Конухов с редким тактом для нашего изрядно пожелтевшего голубого экрана организовал документальный автопортрет актёра, дал слово человеку, которому есть что сказать. Это был не дежурно юбилейный «проект», а живой, искренний, действительно парадоксальный разговор. Монолог о профессии, коллегах, себе и времени.
Я помню пришествие Петренко в Москву. Он ещё был неизвестен – про лежащую на полке «Агонию» много говорили, но мало кто видел. В Театре на Малой Бронной Анатолий Эфрос ввёл Петренко на эпизодическую роль Большинцова в спектакль «Месяц в деревне». Спектакль изысканный, кружевной, с замечательными Ольгой Яковлевой, Еленой Кореневой, Олегом Далем, Михаилом Козаковым, Леонидом Броневым. Приход Петренко неожиданным образом разрушил его совершенную конструкцию. Он, если так можно выразиться, переэфросил Эфроса, по силе достоверности – «настоящести» превосходя всех своих знаменитых партнёров. Когда Петренко–Большинцов, отвечая на вопрос: почему он до сих пор не женился, стесняясь, наклонился и зашептал что-то на ухо партнёру, зал рефлекторно встал и потянулся к нему, чтобы услышать, что же говорит этот большой, нескладный дядька. Это был необыкновенный, почти физиологический восторг от актёрской игры – стало не до главных героев, зрители ждали появления на сцене этого «человеческого чуда».
Его правда, не бытовая, а мощная, художественная, раскрывалась во многих фильмах и спектаклях, а взгляды Петренко на профессию и жизнь – в передаче Бориса Конухова. Шуточные и нешуточные «постулаты» актёра Петренко хочется цитировать: «Текст отдай партнёру, а действие оставь себе», «У актёра должен быть подростковый интеллект», «Надо развивать воровские способности, всё воровать, кроме гонорара», «С режиссёром не дружи, жене правды не скажи», «Скорей идти сниматься, пока не проснулась художественная совесть. Если проснётся – откажешься от всего…» Он говорил о том, чего ему стоили его роли. Очень к месту были кадры из фильмов: «Агония», «Двадцать дней без войны», «Как царь Пётр арапа женил», «Сибирский цирюльник», «Пиры Валтасара», из спектаклей от фарсовой оперетты «А чой-то ты во фраке?» до концертного исполнения «Ивана Грозного» и «Бориса Годунова». Он говорил о том, о чём сейчас редко вспоминают: об ответственности актёра перед собой и зрителем. Трогательны и уместны были документальные кадры его поездки на родину и с болью сказанные слова: «Братцы, выпьем за Украину, она не виновата!»
Получилась исповедь человека, влюблённого, извините за прямоту, не в себя, а в искусство в себе. И завершил фильм великий русский актёр самокритично: «Пытался быть умным... Всё это не то, братцы».
Как отличается художественная планка Петренко от того, что делается сейчас на нашем телевидении. Как отличается его речь от пошловатых буфетных побасёнок «Приюта комедиантов».
P.S. С Алексеем Васильевичем я познакомился недавно, на кинофестивале «Волоколамский рубеж», и не упустил случая высказать ему всё, что думаю о его громадном таланте. Петренко ответил асимметрично, заявив, что любит «Литературную газету», потому что она «прочищает мозги и возвышает душу». Думаю, что эти слова имеют именно к нему самое прямое отношение. Здоровья и ролей! С днём рождения, Алексей Васильевич!