Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Один такой «Минус один»

01 января 2007

ЛИТЕРАТОРСКИЕ МОСТКИ

Читательский клуб – явление в наше время редкое, скорее, даже мифологическое. Как литературные площадки такие клубы были особенно популярны в середине прошлого столетия. Колоссальные изменения в обществе в конце 50-х, неизбежно коснувшиеся и литературы, нуждались в общественной «переработке», в детальном рассмотрении и обсуждении. Люди не просто хотели читать – они хотели понимать, о чём и зачем читают. Именно тогда и стали развиваться читательские клубы. Буйным цветом расцвели они под кровом Всесоюзного общества книголюбов. Да и Бюро пропаганды художественной литературы при СП СССР не отставало. Обе организации бесперебойно налаживали контакты между читателем и писателем, к тому же ещё и давали последнему какой-никакой заработок. Но время понеслось вскачь, эпохи сменялись раз в десятилетие…

С тех прекрасных пор прошло более полувека. Неизменной осталась только смысловая цепочка: «Было – стало – будет». Такие причинно-следственные закономерности в развитии литературной жизни страны отмечает и литературный критик Евгения Вежлян: «Всё дело в исторически сложившейся структуре литературного сообщества, – говорит Евгения. – В 90-х, когда книжный рынок был практически разрушен, литераторы могли спастись единственным способом – постоянно встречаясь друг с другом. Пусть узкими профессиональными группами, но так они выживали и развивали то, что осталось им от предшественников. С тех пор и пошло по накатанной: литературная жизнь интересует лишь самих литераторов».

В таких условиях читательские клубы не просто временно лишились аудитории, а по-настоящему «выпали из обоймы». Сегодня возможность их полного и окончательного исчезновения соотносима с уссурийскими тиграми. То, о чём я упоминала выше, – не метафора: читательский клуб «Минус один» – единственное регулярно функционирующее в столице мероприятие подобного рода.

Его организаторы – Евгения Вежлян и Елизавета Пономарёва (автор портала о книгах vtopku. ru) – вдвоём занимаются сразу всем. Они и идейные вдохновители, и ведущие, и главные критики проекта. За три года существования клуба только недавно удалось договориться о постоянной площадке. Ею (с барского плеча) стал цокольный этаж популярного книжного магазина «Библиоглобус». О столь долгожданной оседлости говорит и название клуба, предложенное критиком Владимиром Губайловским в качестве подарка на новоселье.

«Минус один» – это не только уровень этажа, на котором находится клуб, но и популярный в блогосфере знак, означающий: «не нравится» или: «я – против». Как только я спрашиваю о целях проекта, Евгения тут же становится серьёзной:
«Связывать читателя с автором – главная цель пиарщиков любого уважающего себя издательства. Мы же в первую очередь связываем читателя с критиком. Присутствие писателя на такой встрече некорректно: клуб – территория свободного общения».

Впрочем, спектр целей читательских клубов может широко варьироваться и выглядеть крайне разнообразно. Они просвещают, обучают, развлекают и пропагандируют. На мой же взгляд, главной целью современных читательских клубов должно стать объединение людей по их интересам и предпочтениям. Каждый обсуждает то, чем действительно увлекается, – ведь наши пристрастия в литературе зачастую говорят о нас гораздо больше, чем мы представляем. Вообразите, как сильно бы отличалось собрание толкиенистов от встречи поклонников Франсуазы Саган! И не только характером или динамикой, но и внешним обликом участников. Евгения Вежлян отмечает удивительную двойственность такого положения: «Современное литературное общество – это снежный ком. Человек приходит, и его тут же принимают внутрь. Внутри он становится более просвещённым, узнаёт что-то новое. В то же время зона общезначимости остаётся одной из самых спорных в современной жизни. Определить сферу её влияния сейчас практически невозможно. Почему так происходит? Потому что общезначимость – это то, что понимается и принимается всеми. А никаких «всех» сейчас не существует. В этом-то и проблема. Каждый сам создаёт свой мир. Литературные площадки сегодняшнего дня ориентируются на уже привычный «снежный ком». Но ком распадается. Человек больше не хочет чувствовать себя «публикой», потому что от этого теряется его индивидуальность».

На первый взгляд ситуация выглядит тупиковой. Но это не так! «Нет сомнений в том, что литературная жизнь у нас в стране только начинает развиваться, – успокаивает меня Евгения. – Просто нужны другие способы её презентации и формы организации. Скорее всего, виртуальные – телевидение и Интернет. В сотрудничестве литературы с технологическим прогрессом есть будущее, я верю».

На том пока и порешили.

Кира НОСОВА

Обсудить в группе Telegram

Кира Носова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS