ФОКУС ДНЯ
Андрес Моргенталер и его герои защищают детей
Питера Пэна понять нетрудно. Мир детства – правильного детства – многократно удобнее и приятнее для обитания, нежели пересушенный, словно понедельничный утренний тост, и обесцвеченный, как пергидрольные волосы, мир взрослых. Так думают взрослые. А дети в это время украдкой примеряют туфли на высоком каблуке и мамину помаду – ту, что поярче. Та же история и с мультипликацией – этой, казалось бы, исконно детской территорией. Но были ведь и «мультфильмы для взрослых», которые в прошлую, почти целомудренную эпоху раньше одиннадцати часов вечера не показывали никогда. Мультфильм для взрослых! – волнующий оксюморон, запретный плод с неясным послевкусием, который, однако же, непременно надо было как-нибудь исхитриться отведать. Мы, дети, ждали от них тайного знания – того, главного, пугающе постыдного, но столь же непреодолимо влекущего. И, конечно, чаще всего обманывались в ожиданиях…
Полнометражный мультфильм для взрослых «Принцесса» датчанина Андерса Моргенталера не обманул бы – скорее, наоборот. Он именно что «про это», но под каким же невыносимо жгучим соусом! Рано осиротевшие брат и сестра, Август и Кристина – священник и порно-
звезда по прозвищу Принцесса. Сестра трагически гибнет, а брат забирает к себе её дочку Мию, которая все пять лет своей недолгой жизни провела в борделе, где крохе, как вскоре выясняется, пришлось пройти все круги ада. Август принимает решение уничтожить всё, что напоминало бы малышке, да и ему самому, о ненавистной «профессии» Кристины, а заодно отомстить обидчикам Мии.
Пожалуй, Август довольно странный священник. Его привязанность к сестре иначе как болезненной не назовёшь, и все эти бесконечные home video, которые он снимал, пока была жива Кристина (и которыми весьма щедро инкрустирована анимационная ткань картины – занятный режиссёрский трюк!), отчётливо отдают вуайеризмом. Да и в роли мстителя, в одиночку восставшего против всей махины порноиндустрии, он оказывается так ловок и сноровист, что любо-дорого – чистый Леон-киллер! И в определённом смысле – alter ego самого Моргенталера, тоже не побоявшегося в одиночку высказаться на неудобную даже в либеральных европах, отчаянно маргинальную, мучительную во всех смыслах тему поруганного детства. Классическая дилемма Фёдора Михайловича Достоевского о слезинке ребёнка решается в «Принцессе» Моргенталера однозначно: взбунтовавшийся священник вместе с ребёнком, вооружившись канистрой бензина, выжигают район красных фонарей дотла, и окончательную ясность в вопросе нюансов авторской позиции вносит мощно звучащая поверх пожарища бессмертная песня Эдит Пиаф Non, je ne regret…
И впрямь сожалеть о чём-либо уже просто поздно. Пришло время собирать камни.
В канун Дня защиты детей особенно полезно задуматься над этим скорбным урожаем. Отношение к старикам и детям неслучайно считается самым чутким и точным индикатором состояния здоровья общества. Не знаю, как там у них, в некогда прогнившем датском королевстве, – наверное, тоже не всё благополучно: ведь если такие цианисто-горькие «мультфильмы для взрослых» появляются, значит, это кому-то там у них нужно. И уж совершенно точно нужно нам, нашей по сю пору не измеренной никакими аршинами стране, в которую «можно только верить», – довольно грустный диагноз, не находите? В какой именно момент мы стали страной, в которой старики едва ли не поголовно не имеют заслуженной ими достойной старости, а что касается детей, то эта весна запомнится нам надолго: Полина Малькова, Настя Мокрякова, Шукруне Шукурова, Арчынай Яймина, Настя Бутенкова, Женя Шром, Дима и Саша Бородулины… Избиение младенцев. Букет выкошенных безумным серпом цветов жизни…
Что может сделать один фильм? Что может сделать один человек? Что может сделать каждый из нас и все мы вместе?
Весна тревоги нашей, год 2007-й от Рождества Христова, объявленный в России Годом ребёнка…
P.S. В России «Принцесса» прошла минувшей весной в весьма и весьма «ограниченном прокате». Потратив некоторые усилия, фильм можно найти на DVD, причём как лицензионном, так и пиратском.