Четырёхсерийный фильм «Александр Зиновьев. Зияющие высоты», показанный на канале «Культура», – пожалуй, самая масштабная и серьёзная попытка воссоздать на экране фигуру видного философа, социолога, писателя на фоне эпохи и общества, в котором он жил, боролся и которое критически анализировал. Жизнь Зиновьева кажется состоящей из сплошных противоречий. Вчера он – антисталинист, замышляющий покушение на вождя, завтра – его апологет. Сегодня – беспощадный критик советской системы, выдворенный из страны после выхода на Западе книг «Зияющие высоты» и «Светлое будущее», послезавтра он заявляет, что социализм, возможно, «лучшая форма человеческого общежития»… Однако эти и другие противоречия отражают разные стороны явлений, о которых размышлял философ. Это с одной стороны, а с другой – он считал, что «можно критически, и даже весьма, относиться к реальности, которую в целом принимаешь».
О научном, литературном, живописном наследии Зиновьева, тех или иных событиях его жизни в фильме, снятом Максимом Катушкиным, интересно говорят вдова писателя Ольга Мироновна, дочери Ксения и Полина, коллеги и друзья – академики РАН философ Абдусалам Гусейнов и математик Анатолий Фоменко, журналист Владимир Большаков, музыкант Юрий Наумов, назвавший Александра Александровича «живым Экклезиастом». В точности этого сравнения убеждают и видеозаписи интервью писателя разных лет. Перед нами предстаёт человек яркий и незаурядный. Смелый и бескомпромиссный не только в суждениях, но и поступках. Патриот своей страны, абсолютно чуждый приспособленчества ради материальных благ. Позднее советское руководство и элиту, сдавших страну, он называл предателями, тех, кто пришёл им на смену, – мародёрами; Запад обвинял в «великом негодяйстве в Югославии» и т.д. Он был независимым, несговорчивым и служил только истине – ей одной, поэтому везде и при любом строе был обречён на одиночество. Зиновьев рано понял и принял это, сформулировав своё кредо: «Я сам себе суверенное государство». Таким мы и увидели его в новом фильме.