Сегодня Елизавета Яковлевна Шумейко почти прикована к постели, только с трудом садится, чтобы умыться и поесть с помощью социального работника, который к ней приходит теперь уже ежедневно (а не два раза в неделю, как совсем ещё недавно, когда она с трудом, но всё же перемещалась по своей квартире). То ли варикоз у неё в какой-то сложной форме, то ли ещё что-то, как она сама уверяет, не поддающееся лечению. В этом году Елизавете Яковлевне исполнится 85 лет.
Всю свою жизнь она провела в движении! В 1941 году поступила в Грозненский институт на самую романтическую специальность – геолога! Вместе с другими оставшимися в городе студентами (институт был эвакуирован) строила оборонительные сооружения, патрулировала улицы, дежурила на крышах домов, гасила зажигательные снаряды, сбрасываемые немецкой авиацией. Награждена медалью «За победу над Германией».
Окончила Елизавета Яковлевна институт в 1948 году, и началась у неё полная приключений жизнь геолога полевых партий! Она помнит каждое мгновение, как будто это было вчера. Первозданную природу Алтая, горные реки, оленей, спустившихся к воде. Казалось, протяни руку – и коснёшься горячей оленьей спины. Помнит, как радовались пению птиц, нежной траве и даже колючему кустарнику, который царапал руки и мешал передвижению. Именно здесь, в полевой партии, Елизавета Яковлевна познакомилась со своим будущим мужем – Николаем, в то время майором Советской армии, прошедшим дорогами войны от Ростова до Будапешта. Уже через месяц сыграли свадьбу и прожили в счастье и согласии четверть века, до 1975 года, когда от открывшейся раны Николай, к тому времени подполковник в отставке, скончался в Днепропетровском госпитале.
В Днепропетровске они оказались после назначения мужа на должность командира учебного батальона, готовившего сержантов для войск ПВО. Елизавета Яковлевна тогда устроилась в горный институт на кафедру «Поиски и разведка полезных ископаемых» старшим преподавателем нерудных полезных ископаемых. Здесь она проработала ровно 29 лет! И всё время на ногах! Читая лекции, всегда только стояла. А летом выезжала со студентами на геологическую практику, отмахивала десятки километров, поднимаясь в горы, спускаясь в долины, переходя из одного ущелья в другое.
Человеку, привыкшему к такой активной жизни, невыносимо трудно оказаться прикованным к постели. Невыносимо одиночество. Живёт Елизавета Яковлевна воспоминаниями о муже («Он для меня лучший на все времена!»), о своих студентах, геологических практиках, Днепропетровском горном институте, ставшем сегодня университетом, коллегах. А коллеги забывают даже поздравить с Днём Победы и Новым годом. Не говоря уж о 8 Марта. «Никто не звонит, не приходит, но я не обижаюсь. У них своя жизнь, полная событий и приключений», – оправдывает бывших коллег Елизавета Яковлевна. Но, на мой взгляд, равнодушию нет оправдания. То, что происходит с Елизаветой Яковлевной и со всеми нами, – это не что иное, как безразличие! А если быть точнее, то имя этому явлению – бессердечие!
, бывший студент горного института, УКРАИНА