Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Одна краска – чёрная

01 января 2007

ТЕЛЕИСТОРИЯ

Телеканал НТВ в своём неуёмном стремлении очернить историю советского периода, поставить её с ног на голову не знает передышки. Для этого лихие энтэвэшники не щадят никого – ни политических деятелей, ни героев Великой Отечественной, ни даже учёных. Не отошли они от этой «доброй» традиции и в документальном проекте «Битва за Север», вторая серия которого была посвящена легендарной эпопее парохода «Челюскин».

Казалось бы, раздавленный льдами и затонувший в 1934 году «Челюскин», героическая одиссея по спасению его экипажа – одна из самых славных страниц отечественной истории. Неужели и здесь белое можно назвать чёрным? Оказывается, можно, особенно если у тебя в руках чёрная краска, и ты – «маляр» из НТВ. И перед зрителями предстаёт коварный руководитель экспедиции Отто Шмидт – «авантюрист», «безответственный человек», «неуч», умеющий лишь находить общий язык с властью. Более того, по фильму получается, что, хорошо зная о многочисленных недоделках нового парохода, Отто Юльевич всякими хитростями и интригами заманил в плавание и капитана Воронина, и многих учёных, обрекая их на верную гибель.

Между тем основная цель этой экспедиции была чисто научная – доказать возможность прохождения за одну навигацию Северного морского пути на обычном пароходе, а не ледоколе, о чём авторы «Битвы за Север» почему-то умолчали. А в науке отрицательный результат – тоже результат, поскольку этим путём наука уже не пойдёт.

Умолчали авторы фильма и о том, что Отто Шмидт был выдающимся математиком, основателем Большой советской энциклопедии, вице-президентом Академии наук СССР, автором интереснейшей гипотезы об образовании планет Солнечной системы. И конечно же, выдающимся полярником, который продолжил дело великих путешественников прошлого. И звание Героя Советского Союза он получил, кстати, три года спустя за организацию дрейфующей научной станции «Северный полюс – 1», что тоже почему-то в фильме не прозвучало.

О человеческих и организаторских качествах Отто Шмидта свидетельствует и такой факт: он последним сошёл с палубы тонущего «Челюскина», чётко организовав выгрузку с него всего необходимого. Благодаря этому 104 члена экспедиции, включая женщин и двоих детей, в течение нескольких месяцев на дрейфующей льдине не только жили и сносно питались, но и занимались научными исследованиями. Разве это не героизм?

Ещё большее недоумение вызывает и рассказ о полярных лётчиках, которые вывезли всех «челюскинцев» на Большую землю, получив за это звания Героев Советского Союза – впервые в истории страны. В фильме они почему-то названы разгильдяями, которых должны были уволить из авиации, но вот повезло, началась эта полярная эпопея.

О ком это вы, ребята? О первом Герое страны Анатолии Ляпидевском, который совершил 29 (!) вылетов в пургу и туман при температуре минус 45 и нашёл всё-таки среди ледяных глыб лагерь Шмидта? Уже в войну он был заместителем командующего ВВС 19-й армии, дослужился до генерал-майора авиации, наверное, это о чём-то говорит.

А может, вы ещё об одной легенде советской авиации Михаиле Водопьянове? Но кроме спасения «челюскинцев» он известен тем, что впервые в мире посадил самолёт на Северном полюсе в 1937 году. Он также первым из советских лётчиков бомбил Берлин в августе 1941 года. А может, вы о Николае Каманине, вывезшем 34 «челюскинца» и в годы Великой Отечественной успешно командовавшем авиасоединениями в самых горячих точках, став генерал-полковником авиации?

Вообще весь расчёт этой телемазни строится на том, что массовый телезритель мало что знает о событиях 80-летней давности и их героях. И значит, во всю эту чушь поверит. А ведь тогда не только вся наша страна, но и весь мир рукоплескал отважным «челюскинцам» и спасшим их лётчикам!

Зачем же это мазать чёрной краской?

Впрочем, вопрос этот наивен до крайности. Ну не могут они по-другому!

Вспомним, например, «Кремлёвские похороны» – популярную документальную передачу, привлёкшую огромное число зрителей на всём постсоветском пространстве. Но как лихо была разбавлена она дешёвыми сенсациями, крайне надуманными версиями и невероятными домыслами. Для искусственного нагнетания сенсационности выдвигались различные версии смерти героя передачи, одна нелепее другой, которые затем успешно опровергались. Получалось, что ни один более-менее крупный политический деятель советской эпохи не ушёл из жизни самостоятельно, а был отправлен на тот свет либо по приказу Сталина, либо (если речь шла о более позднем времени) Андропова.

В продолжение «похорон» на НТВ появилась очень похожая, во многом их повторяющая передача с другим названием – «Советские биографии», в которой из энциклопедии 50-х годов зачитывается пафосный текст о том или ином деятеле, а затем рассказывается, что же на самом деле за этим стоит. Но при том что всё мазалось чёрной краской, зритель узнавал интереснейшие, совершенно неведомые подробности жизни знаменитых персонажей. В частности, в первом фильме этого цикла, посвящённом вождю мирового пролетариата, документалисты выдвинули потрясающую версию: оказывается, отец Володи Ульянова ему совсем не отец, а в его рождении виноват некий… сосед. И это, мол, самым негативным образом сказалось на характере будущего вождя, не давало ему покоя и в конечном итоге… привело к «октябрьскому перевороту». Вот это да…

В проекте «Кремлёвские жёны», который был начат фильмом «Замужем за революцией», зритель не смог пройти мимо интригующих домыслов об отношениях между Крупской и Лениным в селе Шушенском, когда они ещё не были официальными супругами. Примечательна сногсшибательная версия – мол, красавица Надя встретила здесь настоящую любовь в лице некоего социал-демократа, также отбывавшего ссылку в этой исторической деревеньке. И не смогла устоять. А Володя особо не ревновал, поскольку был занят думами о будущей революции. Ну и ну…

…Перефразируя известную фразу Озерова, хочется сказать: такая история – извращённая и нелепая – никому не нужна. А «малярам» из НТВ, пыжащимся создать что-то научное, используя при этом вроде бы правдоподобные архивные кадры, не мешало бы помнить, что кроме чёрной есть ещё и другие краски…

Игорь САНЕЕВ, ТАШКЕНТ

Обсудить в группе Telegram

Игорь Санеев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS