Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Одна, но пламенная страсть

01 января 2007

НАШ ЗОЛОТОЙ ФОНД

Не каждому человеку удаётся вытянуть счастливый билет, который и определяет его дальнейшую судьбу. Наталье Костиной, художественному руководителю Культурно-эстетического центра городского округа Дзержинский, это удалось. Она нашла своё призвание в создании шахмат.

Она сама себя называет шахматным художником. Правда, времени на любимое увлечение остаётся совсем немного. На её плечах организация ежемесячных выставок, творческих конкурсов, фестивалей, проведение мастер-классов. А ещё Наталья Борисовна руководит уже много лет студией глиняной игрушки. Но в шахматном мире Наталью Костину знают очень хорошо, причём именно во всём мире. Свои удивительные комплекты шахмат она не раз демонстрировала на различных выставках в Англии, Испании, Германии, США…

Она с самого детства мечтала стать скульптором и самозабвенно лепила игрушки. Причём сама копала глину на местном карьере – пластичную, чёрную, становящуюся после обжига бежевой. Здесь, в Дзержинском, который когда-то называли подмосковным Барбизоном, была в то время удивительная студия. История её началась ещё во времена трудовой коммуны, где преподавал народный художник СССР Борис Иогансон. Училась Наталья Костина у Виктора Петровича Дикова, мечтала поступить в знаменитую Строгановку. Но так сложилось, что поступила в Московский открытый педагогический институт, а ныне Гуманитарный университет им. М.А. Шолохова. Окончила спецкурс по скульптуре у знаменитых мастеров Станислава Савицкого и Владимира Глебова, но диплом защитила как искусствовед.

Выбрав шахматную тему, она действительно вытянула счастливый билет. Случайно в журнале «Декоративно-прикладное искусство» прочитала статью известного гроссмейстера Юрия Авербаха и российского шахматного историка и литератора Исаака Линдера о шахматах, и ей захотелось с авторами познакомиться. Но, что интересно, самый первый комплект она сделала ещё до поступления в институт.

– Когда создаёшь шахматы, начинаешь думать, кто против кого, – говорит Наталья Борисовна. – Мигель Сервантес утверждал в бессмертном «Дон Кихоте», что жизнь – это шахматная партия. А Омар Хайям говорил, что мы только пешки, тогда как судьба – игрок. Посвятив своё творчество шахматам, не могу не согласиться с таким мнением. Кроме того, у художников сейчас большие проблемы с мастерскими, а шахматы чем удобны – их можно делать на небольшом пространстве. И эта тема просто затягивает. «Шахматы не только и не столько игра, – писал Юрий Львович Авербах. – На маленькой шахматной доске бушует целый мир сложных человеческих взаимоотношений со своими страстями, всплесками эмоций, удачами и неудачами. Шахматы многообразны, они притягивают к себе людей с различными наклонностями, характерами, складом ума. И каждый, что чрезвычайно важно, может воспринимать игру совершенно по-разному… Шахматы дают человеку возможность выразить себя и получить от этого высочайшее наслаждение…» Правда, лично я удовольствия от игры в шахматы не получаю. Мне интереснее каждый раз придумать или отразить на основе литературных произведений какой-то конфликт, противостояние. Мне очень дорог, например, комплект «Охота на Дон Кихота», созданный по мотивам произведения Сервантеса, который я показывала на выставке в Испании. На доске я отразила встречу Дон Кихота с жестокой герцогиней, которая захотела над ним посмеяться. Для выставки в Англии недавно сделала вариант по комедии Уильяма Шекспира «Укрощение строптивой». С одной стороны – Катарина, которую никто не берёт в жёны из-за ужасного характера. А с другой – тот, кто всё же решил завоевать её сердце. Но я не только по литературным произведениям делаю комплекты. И на работе, и в повседневной жизни столько сюжетов! Как тут не согласиться с мнением, что жизнь – это шахматная партия.

Наталья Костина делает шахматы уже более двадцати лет. Несколько лет назад в Фонде народных художественных промыслов РФ проходила персональная выставка династии Костиных. Дело в том, что Наталья Борисовна своим увлечением заразила и брата Виктора, и племянников. Они представили такое количество комплектов, что было заполнено тринадцать витрин! Вместе с ними выставлялись уникальные шахматы из собрания Музея шахмат России при Центральном доме шахматиста им. М.М. Ботвинника. Но творения художников Костиных совсем не терялись среди музейных экспонатов, наоборот, выделялись своей оригинальностью. Например, Василий Костин придумал плоские шахматы, которые убираются в двухъярусный ларец. Виктор Костин представил в числе других один из лучших своих комплектов «Мы идём на Восток». Ему вообще интереснее, может быть, как бывшему военному изображать батальные сцены.

После выставки Наталья Костина подарила в Фонд два оригинальных набора шахмат – матрёшки и колокольчики. Также её комплекты находятся в Музее шахмат России и частных коллекциях как в России, так и за рубежом. Но самый первый комплект, созданный много лет назад, Наталья Борисовна хранит в своей коллекции.

– Мне важно помнить, как я начинала, – говорит Наталья Костина. – Вообще у художника должна быть определённая коллекция в наличии, очень часто приглашают на различные выставки, и помимо нового самое лучшее должно быть под рукой. Так же все подаренные комплекты я стараюсь повторить. Самые дорогие для меня шахматы созданы на сюжеты немецких легенд и сказок. Я воспитывалась в семье, где все хорошо говорили на немецком языке, и мама часто читала или рассказывала их мне. Вообще я стараюсь всегда сделать что-то увлекательное на шахматном поле, рассказать какую-то историю. А когда работаешь с детьми, историй достаточно. Хотя шахматы довольно сложно создавать, здесь есть свои условности.

За свою творческую деятельность и многолетнее служение культуре Костина не раз была удостоена различных высоких наград, в том числе почётной грамоты губернатора Московской области. Наталья Борисовна также является лауреатом премии Московской областной думы. А уж дипломов и медалей за участие в международных и российских выставках и не перечислишь. А в родном городе она несколько лет назад была удостоена звания «Человек года» в номинации «Культура».

Марина МАКАРОВА

Обсудить в группе Telegram

Марина Макарова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS