Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 11 сентября 2024 г.
  4. № 36 (6950) (11.09.2024)
Литература

Одна замечательная жизнь

Памяти Валерия Воскобойникова

11 сентября 2024

Когда некоторое время назад мне позвонил Валерий Михайлович Воскобойников, он хотел написать в «ЛГ» про меня, задавал вопросы о последней книге, которую я подарила ему зимой. Как странно всё повернулось. Какая странная жизнь.

Впервые я услышала о нём, когда мне было 16 лет и я написала сказку. Папа был с ним знаком и дал ему почитать. Кажется, Валерий Михайлович так и не прочёл, замотался, но впоследствии мы встречались часто — на семинарах, в командировках, на литературных торжествах, а в последнее время даже у меня дома, обсуждали его книги для издательства «Волки на парашютах». Не могу не повторить слово «странно», потому что умер Валерий Михайлович, сканируя у себя в Германии страницы книги для «Волков на парашютах». Трагическое совпадение.

Мне запомнилось, что он постоянно был занят одновременно несколькими проектами, постоянно жил на чемоданах, наполненных книгами, летал из страны в страну, из города в город, работал нон-стоп.

Разнонаправленность творческой деятельности Воскобойникова поражает. Таких людей называют профессиональными писателями – потому что он мог писать всегда, на любую тему, в любом объёме, в любые сроки, в любом возрасте и в любом состоянии – это вызывает невыразимое уважение и восхищение.

Он больше любил коммерческих писателей – это моё субъективное мнение, активных и плодовитых, как он сам, однако в литературе он разбирался совершенно потрясающе, и на семинарах блестяще анализировал прозу молодых писателей. Важно вот ещё что: он умел критиковать бережно, тактично, уважительно, это была даже не критика, а добрые советы, дельные комментарии того, кто действительно знает лучше и право оценивать имеет. Поэтому к нему прислушивались и его любили. Он не подкалывал, не издевался. Мне запомнилась сценка на семинаре в Карабихе году эдак в 2012. Валерию Михайловичу попался не очень хороший текст (естественно, даже не помню чей), он всё медлил с комментарием и, наконец, начал: «Я прочитал много талантливых книг этого автора…». Он никогда никого не хотел принижать и гнобить, оставлял людям шанс. Думаю, подобное отношение к коллегам показатель абсолютного отсутствия каких-либо комплексов недооценённости и недореализованности. А ещё так себя ведут счастливые люди с добрым сердцем.

Помимо всем известной «Жизни замечательных детей», удостоенной диплома IBBY и вошедшей в список 200 лучших проектов для детей в мире, серьёзнейшее место в деятельности Воскобойникова занимала работа над сакральными текстами и жизнеописаниями святых. Валерий Михайлович справедливо гордился тем, что переписал Библию для детей – и это действительно одна из лучших детских Библий, кроме того, он описал бытие такого количества православных святых, что создал фактически энциклопедию русских святых. Для него была важна просветительская религиозная деятельность.

Валерий Михайлович много «тусовался», у него толпы последователей и учеников, однако каким-то непонятным образом держался он всегда несколько особняком, он не был (как бы это сказать) из чьей-то компании. Наверное, связано это с тем, что он жёстко отстаивал своё право заниматься именно тем, чем хочет. В литературной среде нашей книжной интеллигенции отношение к книгам о святых или к коммерческим проектам зачастую весьма сложное и снобистское. А Воскобойников внимания не обращал и делал то, что считал нужным. Точно так же, он подписал письмо в поддержку СВО. Знал ли он, как на это отреагируют? Конечно. Но он так считал и, как повторяла моя любимая Мэри Поппинс: «Я всегда говорю только то, что считаю».

Валерий Михайлович прожил интереснейшую жизнь, успел всё, вырастил поколения писателей, в последние годы ещё и преподавал в школе в Германии и умер не от немощи в постели, а на коне, за любимым делом.

Мэтры уходят один за другим. Воскобойников пережил Михаила Яснова всего на четыре года. Тревожно оставаться без учителей. Всё большая ответственность ложится на плечи молодых, на наши плечи. И мы должны не подвести.

Пусть это стихотворение проводит Валерия Михайловича в его новое путешествие:

Годы вышли из дома и тихо прикрыли дверь.

Спи, мой старенький, спи, как нелеп этот счёт потерям!

У порога сидит никому не известный зверь —

значит, страхи свои на надежды свои поделим.


Посреди голубиного сада цветёт полынь.

Право слово, смешно в золотой первоцвет рядиться.

Спи, мой старенький, спи, и юдоль этих слёз покинь —

дай-то бог, чтоб ещё хоть разок удалось родиться.

                                                                              Михаил Яснов


Тэги: Утрата
Обсудить в группе Telegram

Ася Петрова

Прозаик, переводчик французской литературы. Род... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Созидающий

    23.04.2025
  • Утрата

    23.04.2025
  • Способ чувствовать мир

    23.04.2025
  • Прерванный полёт стрекозы

    23.04.2025
  • Утрата

    16.04.2025
  • Ну очень большой. Был…

    79 голосов
  • Народный поэт России

    78 голосов
  • Наследство Градского

    67 голосов
  • Сергей Юрский: «Надо опомниться!»

    60 голосов
  • Строптивый Наум

    56 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS