Книга о жизни Марии Алексеевны Валентей. – М.: Центр имени Вс. Мейерхольда, Государственный музей имени А.А. Бахрушина, Музей-квартира Вс. Мейерхольда, 2009. – 352 с.: ил.
«Одна жизнь» – так подчёркнуто просто, нарочито не «героически», должен был называться спектакль Государственного театра им. Вс. Мейерхольда по роману «Как закалялась сталь».
Жизнь, которой посвящена эта книга, на первый взгляд также представляет собой и «обыкновенную биографию в необыкновенное время», и вместе – образец ежедневного «преодоления», незаметного подвига.
Мария Валентей (1924–2003), любимая внучка Всеволода Мейерхольда, на протяжении многих десятилетий занималась восстановлением памяти о своём расстрелянном деде. Деятельность эта включила в себя множество важнейших поступательных шагов: от политической реабилитации и создания Комиссии по творческому наследию (бессменным учёным секретарём которой она оставалась до конца своих дней) до открытия памятников, мемориальных досок и – наконец, главного – Музея квартиры Мастера в Брюсовом переулке.
Кто бы спорил, то, что эта подвижническая жизнь удостоилась подобного красивого и искреннего памятника, – само по себе замечательно. Вот только хотелось бы немного большей архитектоничности, чисто издательской стройности и строгости подачи материала, тем более что у «Внучки Мейерхольда» аж пятеро разных редакторов и составителей. «Даты жизни», пускай даже самые развёрнутые, обычно всё же не предваряют собственно текстам человека, но, будучи частью справочного аппарата, относятся ближе к концу. А тот впервые публикуемый корпус «Реабилитационных писем», которые Мария Валентей собирала в середине 1955-го, последовательно и целеустремлённо, как и всё, что она делала, обходя деятелей культуры, знавших её деда, – является сам по себе потрясающим сводом документов (штрихов к портрету не столько характеризуемого в них Мастера, сколько эпохи и личностей самих «респондентов»). Однако при всём при том больно уж главенствующее место он занимает в книге, несколько оттесняя на периферию и истинный облик великого режиссёра, и выразительную фигуру его «верной внуки».
И уж как-то совсем неуместной, на мой взгляд, выглядит эффектно поданная на обороте титульного листа фраза, информирующая читателя о том, что «книга вышла в свет благодаря режиссёру Валерию Фокину, перечислившему на её издание гонорар за постановку спектакля «Шинель» по повести Н.В. Гоголя» (вот так, ни больше ни меньше!). И это в открытии тома, посвящённого человеку, чья скромность, как сказано в одном из мемуарных очерков, «была велика и торжественна». Опять-таки дело, безусловно, благое и нуждающееся во всяческом пропагандировании. Но с учётом того, что г-н Фокин в лице руководителя Центра Мейерхольда сам же выступил и главным издателем книги, и статья его – законным образом – почти тут же, на первых страницах, и выразительный профиль разряжает собой фотографии из государственных и семейных архивов…
Впрочем, стоило ли так уж на этих мелочах заостряться, учитывая значимость – культурологическую, историческую, нравственную – самого факта издания: тем более что, с одной стороны, всё это окончательно придаёт ему неистребимо «домашний» колорит, а с другой стороны, выглядит вполне в мейерхольдовском духе и стиле.