Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Однажды, двадцать лет спустя

01 января 2007

МЕСТО

Фёдор ЕВГЕНЬЕВПосле реставрации открылся Дом-музей великого русского актёра Михаила Семёновича Щепкина, девятый по счёту филиал Центрального театрального музея им. Бахрушина.

То, что сей не утративший своего патриархального обаяния особнячок на улице Щепкина, а прежде 3-й Мещанской, наконец распахнул свои двери для публики, можно считать чудом. К сожалению, слово это затрепали так, что мы давно уже перестали реагировать на его исконный смысл. Ладно, воспользуемся другим термином – «аномалия». Даже аномалия в квадрате. По всем законам логики нашего неумолимого времени этого не должно было произойти ни при каких обстоятельствах. Тем более что на грани небытия этот дом стоял не однажды, причём первой катастрофой, которую он пережил, был пожар 1812 года. А в прошлом веке он столько раз мог исчезнуть с лица земли, что и не сосчитаешь. На его месте могли построить и сталинку, и хрущобу, и панельную коробку образца 70-х. Как он не сгинул при строительстве «Олимпийского», вообще уму непостижимо. Какую ценность могла иметь полусгнившая деревянная хибара в сравнении с объектом первостепенной государственной важности.

Но он мог погибнуть и более прозаическим образом, уже будучи официально признанным филиалом Бахрушинского музея. Древесина – материал не такой долговечный, как человеку этого бы хотелось. Поэтому, когда всерьёз встал вопрос о реставрации, перед родовым гнездом нескольких поколений семейства Щепкиных замаячила перспектива быть раскатанным по брёвнышку. В буквальном, а не фигуральном значении этого слова. На дворе ж у нас эпоха новоделов. Зачем восстанавливать эти самые брёвнышки, обрабатывая каждое сначала биозащитными, а затем огнеупорными составами, когда можно легко и быстро построить декорацию из силиката и загримировать её в духе времени. Не всё ли равно, что там, под штукатуркой? Какая разница, в каких стенах будут стоять экспонаты? И то обстоятельство, что большая их часть – подлинные, то есть ценой невероятных усилий сохранённые несколькими поколениями Щепкиных, а значит, требующие и подлинной атмосферы, а не новодельного глянца, волновало только сотрудников музея. Чиновники от культуры поначалу в такие тонкости предпочитали не вдаваться.

Это в сказках чудеса происходят в мгновение ока. В жизни на это уходят годы, а то и десятилетия. Потому что собираются они по крупицам руками тех, кто учился не на волшебников, а на музейщиков. Так что стены стоят. Те самые, что помнят Михаила Семёновича. Планировка комнат сохранена по максимуму. Все горки, диваны и кресла заняли свои места. И когда идёшь по комнатам, действительно возникает ощущение, что хозяева где-то здесь: то ли в подвал спустились, то ли на кухне замешкались. Но главное, возродилась энергетика этого дома, то, что словами не передашь, но без чего самым тщательным образом составленная экспозиция остаётся только набором предметов, из которых давным-давно ушла жизнь.

В.П.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS