Михаил Плетнёв показал Римского-Корсакова в декорациях усадьбы «Архангельское»
Здешние пейзажи ничуть не напоминают природный ландшафт Малороссии. Что, однако, не помешало Михаилу Плетнёву отважиться на такой смелый шаг, как разыграть под стенами барских покоев оперу «Майская ночь».
Концерт в формате open air – вещь, давно практикуемая в Европе. Для зрительского успеха здесь требуется немного: настоящая звезда за пультом и наличие медиафигур среди исполнителей. Иногда небесный статус и известность совпадают.
То и другое в Архангельском случилось. Имя Михаила Плетнёва – среди звёздных, уважаемых не только на родине, но и во всём мире. Уважаемых, надо сказать, заслуженно. Руководимый им Российский национальный оркестр имеет статус выдающегося коллектива. Уже одно это позволило бы говорить о концертной «Ночи» как о явлении по меньшей мере нерядовом.
Внешнего блеска исполнению добавило участие в нём Николая Баскова, человека, чья популярность среди массовой публики одна может соперничать с суммарной известностью всех остальных российских оперных певцов.
Слагаемые успеха налицо. Приехавшие в Архангельское получили удовольствие. Насколько это можно оценить в условиях открытой площадки, оркестр звучал прекрасно, а Михаил Васильевич Плетнёв расставил музыкальные акценты так, как будто у него за спиной – рафинированная публика из числа завсегдатаев крупнейших залов. Даже излишняя прохлада тенистых аллей усадьбы не рассеяла ту теплоту южной ночи, что принёс с собой Михаил Плетнёв. Николай Андреевич Римский-Корсаков, надо думать, остался бы доволен.
Чудесно и слаженно звучал Камерный хор Московской консерватории. Его руководителю, Борису Тевлину, нужно выразить глубочайшее почтение. Хор и оркестр – это было лучшее, что произошло вечером 28 мая.
Что вовсе не означает, что вокалисты вызвали неудовольствие. Нет, однако настройка голосовых микрофонов «на ходу» несколько смазала впечатление от первого действия. Потом наладилось, хотя несбалансированность звука нет-нет да и давала о себе знать.
Сам факт, что опера вырвалась в России на простор, вдохновляет. Высокому искусству возвращается его изначально демократический статус. Опера – это не творческий продукт интеллектуальных гетто, она должна быть не менее доступна, чем выступление поп-идолов на Красной площади. Пока Архангельское для этого – едва ли не лучший выбор: не очень далеко, но и не очень близко. А выбор исполнителей – вообще почти что идеальный. По вышеприведённым причинам. По причине добавления к ним чтеца (Авангард Леонтьев), напомнившего нам волшебный текст Гоголя, удивительно гармонично вошедший в музыкальную канву Римского-Корсакова. По причине самой даже ветхости усадьбы: старое должно выглядеть старым. Это благородно, хотя...
Во всём мире целью подобных акций является благотворительность. И я буду думать (и не переубеждайте меня!), что часть полученных денег вернётся Архангельскому. Невзирая на свой эстетизм, я всё же соглашусь, что некоторая реставрация музею не помешает.