Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Однажды во время войны

01 января 2007

КАМЕРА СМОТРИТ В МИР

Кадр из фильмаДокументальный фильм «Союзники. Верой и правдой» режиссёр Сергей Зайцев снял к годовщине встречи на Эльбе. Идея создания фильма принадлежит генеральному продюсеру Александру Смолко, для которого тема патриотизма русского солдата стала знаковой на протяжении нескольких фильмов, созданных на киностудии «Русский путь». Фильм рассказывает об этой встрече не как о грандиозном историческом событии, переломившем ход войны, а как о факте личной истории нескольких ветеранов из разных стран.

Состарившиеся бывшие солдаты (хотя говорят, что солдаты бывшими не бывают) рассказывают, как на самом деле происходило то, о чём мы все знаем из уроков истории. Всё очень просто – иногда кажется, что для события планетарного масштаба даже слишком просто, – и от этого становится жутко. Никто не рассуждает об идеях и не кричит «За Родину!», у каждого личные истории, которые они нам честно рассказывают.

«Тётка, заменившая мне мать, сказала, когда я уходил на фронт: «Мой мальчик, будь осторожен, береги себя!», но это же смешно, когда уходишь на такую войну! После первого боя из ста восьмидесяти человек в живых осталось трое. В том числе я…» «Однажды во время войны я случайно встретился со своим отцом. Он был лейтенантом и я. Он рассказал, что фашисты убили мою мать, брата и семилетнюю сестрёнку, спящую в кроватке, и мы поклялись, что отомстим». «Я смотрел, как снежинки ложатся на торпеду, и думал – интересно, заметил ли кто-то, кроме меня, как это красиво?» «Я тогда был сильно влюблён, поэтому очень хотел выжить!» «Мишка сказал, что тот, кто ворует у товарища хлеб, ворует его жизнь, поэтому сам заслуживает смерти. Больше мы того русского, который забрал наш паёк, не видели. Мишка так и не рассказал, что тогда произошло».

Надо сказать, что авторы проделали титаническую работу, подбирая хронику: в фильме использованы как знакомые нашему зрителю эпизоды из советского документального фильма «Встреча на Эльбе» и материалы военной хроники из Красногорского архива, так и редкие зарубежные съёмки и плёнки из личных архивов, многие из которых широкой публике показаны впервые. Кадры кинохроники в сочетании с воспоминаниями приобретают новое звучание. Когда после сцены боя на воде ветеран, закатав брюки, показывает, докуда доходила вода в шлюпке – почти до колена, в местах соприкосновения с водой отмороженная кожа до сих пор темнее, чем здоровая, – становится особенно понятно, что в войне принимали участие не абстрактные миллионы бойцов, а конкретные люди, способные страдать, чувствовать, верить.

Авторы фильма нашли очень разных героев с разными историями, благодаря чему картина войны получилась объёмной, многогранной и неоднозначной. Среди героев – советские солдаты и ничем, кроме другого языка, не отличающиеся от них англичане, французы и американцы. Потомки немецких коммунистов, в 30-е годы иммигрировавшие в СССР, которые воевали за Красную армию и говорившие по-русски лучше, чем по-немецки, и сын русских, уехавших в США во время революции, впервые познакомившийся с другими русскими на Эльбе…

Есть в кадре и представители побеждённой стороны. Ветеран немецкой армии ничуть не похож на бравого фрица и войну воспринимает как нечто совсем бессмысленное и призывает потомков к миру точно так же, как и его бывшие враги: «Я ушёл на войну в семнадцать лет не по доброй воле. На этом кладбище могилы ребят двадцать пятого, двадцать шестого, двадцать седьмого годов. Наверное, есть даже двадцать восьмой… Я смотрю и думаю: «Ради чего все они погибли?!» Пожалуйста, учтите уроки прошлого и не затевайте войн!» На солдатском кладбище этот человек ухаживает за могилами и соотечественников, и советских солдат: «Ведь русские не могут приехать сюда и возложить цветы, а память нужно чтить!»

«Союзническая помощь была колоссальной. И мы должны оценивать её по достоинству. Но не менее важным было ощущение, что Советский Союз в этой битве не одинок, – сказал в одном интервью Сергей Зайцев. – Хочется развеять тенденциозную нелепость, будто в мире никто не помнит об истинном вкладе Советского Союза в победу над фашизмом. Я провёл многочасовые опросы на улицах Нью-Йорка, Лондона, Берлина, Парижа. Они показали, что люди старшего и среднего поколений на Западе знают: самые большие жертвы в войне понёс наш народ. Так будем же взаимно вежливы и благодарны. Для этого мы и делаем наше кино».

Елена ЯНКОВСКАЯ

Обсудить в группе Telegram

Елена Янковская

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS