Документальный фильм «Союзники. Верой и правдой» режиссёр Сергей Зайцев снял к годовщине встречи на Эльбе. Идея создания фильма принадлежит генеральному продюсеру Александру Смолко, для которого тема патриотизма русского солдата стала знаковой на протяжении нескольких фильмов, созданных на киностудии «Русский путь». Фильм рассказывает об этой встрече не как о грандиозном историческом событии, переломившем ход войны, а как о факте личной истории нескольких ветеранов из разных стран.
Состарившиеся бывшие солдаты (хотя говорят, что солдаты бывшими не бывают) рассказывают, как на самом деле происходило то, о чём мы все знаем из уроков истории. Всё очень просто – иногда кажется, что для события планетарного масштаба даже слишком просто, – и от этого становится жутко. Никто не рассуждает об идеях и не кричит «За Родину!», у каждого личные истории, которые они нам честно рассказывают.
«Тётка, заменившая мне мать, сказала, когда я уходил на фронт: «Мой мальчик, будь осторожен, береги себя!», но это же смешно, когда уходишь на такую войну! После первого боя из ста восьмидесяти человек в живых осталось трое. В том числе я…» «Однажды во время войны я случайно встретился со своим отцом. Он был лейтенантом и я. Он рассказал, что фашисты убили мою мать, брата и семилетнюю сестрёнку, спящую в кроватке, и мы поклялись, что отомстим». «Я смотрел, как снежинки ложатся на торпеду, и думал – интересно, заметил ли кто-то, кроме меня, как это красиво?» «Я тогда был сильно влюблён, поэтому очень хотел выжить!» «Мишка сказал, что тот, кто ворует у товарища хлеб, ворует его жизнь, поэтому сам заслуживает смерти. Больше мы того русского, который забрал наш паёк, не видели. Мишка так и не рассказал, что тогда произошло».
Надо сказать, что авторы проделали титаническую работу, подбирая хронику: в фильме использованы как знакомые нашему зрителю эпизоды из советского документального фильма «Встреча на Эльбе» и материалы военной хроники из Красногорского архива, так и редкие зарубежные съёмки и плёнки из личных архивов, многие из которых широкой публике показаны впервые. Кадры кинохроники в сочетании с воспоминаниями приобретают новое звучание. Когда после сцены боя на воде ветеран, закатав брюки, показывает, докуда доходила вода в шлюпке – почти до колена, в местах соприкосновения с водой отмороженная кожа до сих пор темнее, чем здоровая, – становится особенно понятно, что в войне принимали участие не абстрактные миллионы бойцов, а конкретные люди, способные страдать, чувствовать, верить.
Авторы фильма нашли очень разных героев с разными историями, благодаря чему картина войны получилась объёмной, многогранной и неоднозначной. Среди героев – советские солдаты и ничем, кроме другого языка, не отличающиеся от них англичане, французы и американцы. Потомки немецких коммунистов, в 30-е годы иммигрировавшие в СССР, которые воевали за Красную армию и говорившие по-русски лучше, чем по-немецки, и сын русских, уехавших в США во время революции, впервые познакомившийся с другими русскими на Эльбе…
Есть в кадре и представители побеждённой стороны. Ветеран немецкой армии ничуть не похож на бравого фрица и войну воспринимает как нечто совсем бессмысленное и призывает потомков к миру точно так же, как и его бывшие враги: «Я ушёл на войну в семнадцать лет не по доброй воле. На этом кладбище могилы ребят двадцать пятого, двадцать шестого, двадцать седьмого годов. Наверное, есть даже двадцать восьмой… Я смотрю и думаю: «Ради чего все они погибли?!» Пожалуйста, учтите уроки прошлого и не затевайте войн!» На солдатском кладбище этот человек ухаживает за могилами и соотечественников, и советских солдат: «Ведь русские не могут приехать сюда и возложить цветы, а память нужно чтить!»
«Союзническая помощь была колоссальной. И мы должны оценивать её по достоинству. Но не менее важным было ощущение, что Советский Союз в этой битве не одинок, – сказал в одном интервью Сергей Зайцев. – Хочется развеять тенденциозную нелепость, будто в мире никто не помнит об истинном вкладе Советского Союза в победу над фашизмом. Я провёл многочасовые опросы на улицах Нью-Йорка, Лондона, Берлина, Парижа. Они показали, что люди старшего и среднего поколений на Западе знают: самые большие жертвы в войне понёс наш народ. Так будем же взаимно вежливы и благодарны. Для этого мы и делаем наше кино».