Уже пять лет я работаю в банковской системе в Лондоне. Что такое ностальгия, моему поколению неизвестно: взял билет и слетал на родину. А Интернет и российские телеканалы приближают Россию на уровень вытянутой руки. Но экран не приласкаешь, с ним не пошутишь, у него не возьмёшь автограф. Именно поэтому и на гастролях наших театров, и на вечерах Недели русской литературы зрителей и слушателей всегда предостаточно.
Только что закончилась Лондонская книжная ярмарка, на которой Россия была главным гостем. Я бы не написала это письмо, если бы не увидела телесюжет на одном из российских каналов, настойчиво воспевавший успех этого мероприятия. Да, конечно же, прямая связь с космонавтами 12 апреля – событие грандиозное и духоподъёмное. Встречи с Маканиным, Улицкой или Шишкиным тоже запомнятся тем, кто пришёл на эти встречи, потому что читал их книги. И я бы не добавляла в эту бочку мёда ложку дёгтя, если бы этот дёготь не вылился через край прямо на доверчивого посетителя ярмарки с экрана, представившего нам якобы новый и якобы молодёжный проект «видеопоэзия». Не знаю, слышали ли в России о том, что чернуха тут уже давно не в моде, что видеоинсталляции не столь примитивно и топорно делаются? Что негативный образ своей родины уже практически не продаётся даже за 20 сребреников? Но от воплей немолодого представителя поэтического экстрима в сочетании с помойками, бомжами, страшными, немытыми, простите, харями, произносящими имя Гагарина (суть стихотворения: Гагарин – первый поэт России) в стиле стёба и иронической издёвки, стало не просто нехорошо на душе. Стало ещё и плохо физически. Заряды негатива пробили нашу неподготовленную психику. И зачем вывозить это в другие страны? Английские друзья, приглашённые нами, теперь будут думать, что это и есть современное русское искусство и литература.
В телесюжете было сказано, что на ярмарке в Лондоне выступили 50 писателей. Не заметили. За последние несколько лет у меня накопилось много программок с мероприятий, проводимых в Лондоне некоей академией РОССИКА. Все русские лондонцы знают, что эта «академия» состоит из дамы средних лет с тихим голосом и железной хваткой, последовательно и напористо внедряющей в английское сознание своё ИНДИВИДУАЛЬНОЕ видение русской культуры. Никто не умаляет организаторских способностей этого индивидуума, но почему государство полагается на вкус и выбор одного человека? Мне и моим друзьям надоело из года в год слушать одних и тех же писателей.
Я родом из Саранска и знаю, что в Поволжье живут и другие народы. А на книжной ярмарке в Лондоне не было представлено ни одного издательства из этого региона. Пространства было много, а издателей из России – кот наплакал. Уж поверьте, я знаю, о чём говорю, потому что каждый год бываю на этой ярмарке и уже с некоторыми издателями познакомилась. И знаю, что многие из них не смогли приехать, потому что не получили государственной поддержки. Судя по размаху многих мероприятий, с финансами у устроителей было всё в порядке. Почему тогда выбор издательств был настолько беден по сравнению даже с предыдущими годами? Как говорится, недоумеваю, дорогая редакция!
, ЛОНДОН