Осенне-зимний сезон выдался для отечественного кино достаточно урожайным, в том числе и по части плодов труда маститых режиссёров. Но «Кука» – совершенно особая картина, выделяющаяся на этом пёстром фоне.
Давно уже не было у нас столь пронзительной ленты «о добре, любви и о надежде». Именно так определила идейное содержание фильма маленькая актриса Настя Добрынина, сыгравшая в нём заглавную героиню. Это её первая большая работа, притом что в «кинобагаже» Насти уже около 20 ролей (например, в телесериале «Моя прекрасная няня»). Интересно, что сам режиссёр и сценарист фильма Ярослав Чеважевский до этого успел сделать для ТВ более тысячи… рекламных роликов. Станет ли для него этот более чем успешный дебют в полнометражном кино началом новой успешной карьеры, покажет время.
«Кука»… Видимо, так ласково называла бабушка внучку: одним из её малышковых слов-непоняток. Бабушка умерла, и девочка-сирота, не по годам смышлёный человечек лет шести, осталась одна в Большом Городе – в Санкт-Петербурге. И эта история не только о ней, а о более чем 700 тысячах детей-сирот в России (ошеломляющая цифра официальных данных). Поэтому девочка так и останется до конца фильма Кукой – без имени и фамилии. Как образ, олицетворение духовной разрухи в стране, где на сверкающем фоне бриллиантов и мерседесов отдельных представителей гламурного мира прозябают в уничижении тысячи слабых, беззащитных стариков и детей…
Государство сильно, когда его будущее опирается на достойное настоящее и сильное прошлое. И именно старшее поколение – бабушка по-житейски мудро воспитала Куку: во взрослом быту та ориентируется великолепно. Но – она совсем одна со своими детскими страхами в ветхом деревянном домишке, чудом сохранившемся в каменных джунглях Северной столицы. Нет, с ней ещё неразлучный старенький плюшевый медведь, трогательно опекая которого она поддерживает в себе душевные силы. Насколько их хватит? Куку ждёт детский дом. Она очень этого боится. Она не хочет потерять родной дом. Скорее всего, об этом же тревожилась и её бабушка…
Одна живёт и Лена (великолепная актёрская работа Дины Корзун). Хотя у неё в её 38 имеются комфортная квартира, престижная работа, любящие родители и – нелюбимый мужчина. Вроде бы нет и грехов, но есть страшная жизненная недосказанность, неопределённость, решительно повернувшая её лицом к самой себе. Благополучная московская барышня бросает всё и уезжает в некогда родной Питер, где её семья сохранила за собой квартиру. Устраивается соцработником на мизерную зарплату. Во искупление чего-то? Скорее – в поисках истоков вечных истин. У каждого свои время и способ «собирания камней».
Они не могли не встретиться: Кука и Лена. Два одиночества. По жанру этот фильм – мелодрама или даже сказка, с непременно счастливым её завершением. И хотя здесь не обходится без «страшилок» и есть горький привкус большой беды, но после этой истории хочется жить. И хочется творить Добро. А некий пафос снижает мягкий юмор с элементами клоунады, и цементируется целое выразительной операторской работой Антуана-Виваса Денисова. Кроме того, чрезвычайно грамотно подобрана мощная актёрская команда: Павел Деревянко, Дмитрий Дюжев, Юрий Колокольников, Ирина Купченко, Мария Голуб, Александр Половцев, Андрей Ильин, Юрий Беляев…
Фильм наносит «точечный» удар по сердцу зрителя. Что ж, шокотерапия тоже способ лечения. Интересно, что сюжетом заинтересовались за рубежом и в продолжении фильма хотят играть такие известные актёры, как Жерар Депардье, Катрин Денёв, Одри Тату. Между прочим, его сценарий уже написан. Ещё до знакомства с Кукой массового зрителя. Который знает, как страшно остаться в одиночестве. Одному в Большом Городе.