Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 марта 2022 г.
  4. № 12 (6826) (23.03.2022)
Культура

Одной левой

На экранах страны «Мистер нокаут»

23 марта 2022
В роли Валерия Попенченко Виктор Хориняк

Продолжается киноосвоение спортивных достижений Советского Союза. Успех фильма про Валерия Харламова подвиг обратиться к судьбам Льва Яшина, Эдуарда Стрельцова, и вот «жертвой» кинематографистов стала судьба выдающегося советского боксёра Валерия Попенченко.

 

Всплывают детские воспоминания, да, был такой олимпийский чемпион, который побеждал нокаутами, вспомнилось также то, что он погиб при странных обстоятельствах, слухи ходили о самоубийстве. Что же об этом выдающемся спортсмене мы узнали из кино? Да ничего, кроме того, что отец-лётчик погиб на фронте, а детство его прошло в Узбекистане – мать отдала сына в суворовцы, чтобы он пошёл по военной стезе. Но такое впечатление, что придуманный кинематографистами человек к реальному никакого отношения не имеет.

Авторы сценария здесь, как и в «Одиннадцати молчаливых мужчинах», драматурги братья Пресняковы. Но на этот раз фантазия увела их от биографии реальных героев (Валерия Попенченко, а также его тренера Григория Кусикьянца) и от спортивной жизни начала 60-х так далеко, что они, похоже, сами заблудились и ввели в заблуждение зрителей.

Безусловно, тренер в судьбе спортсмена играет огромную роль, но чтобы ради талантливого парня, который решил перестать заниматься спортом, совершались такие неспортивные «подвиги», как в фильме, я при всём хорошем отношении к авторам, поверить никак не могу.

Подающего надежды боксёра, курсанта военно-морского училища, проигравшего бой в каком-то внутреннем военно-морском чемпионате, в наказание (!) отправляют в длительный учебный морской поход. Каково же было удивление Валерия (и потрясение зрителей, хоть что-то знающих о нравах и повседневной жизни флота того времени), когда в камбузе он встречает своего тренера в качестве мичмана-кока, обеспечивающего питание курсантов. Для это киношный Кусикьянц напаивает до беспамятства того мичмана, которой должен был отправиться в поход, цель – заменить его, судового кока, собой и взять себе в помощники курсанта Попенченко, чтобы во время похода нещадно его тренировать. Валера должен поверить в себя, не терять времени и вырасти в чемпиона под руководством самоотверженного тренера. Что и происходит в фильме. Но эта выдумка с тренером-коком за гранью разумной фантазии.

Впрочем, сценаристы могут придумать и не такое – это кино; например, вполне простительно удлинение и драматизирование финального поединка на Олимпийских играх в Токио, который в действительности Попенченко закончил нокаутом в первом же раунде. Но зачем-то пошли по протоптанной дорожке и добавили антисоветского жару: якобы свободолюбивых Попенченко и его тренера невзлюбило спортивное руководство СССР и что есть сил интриговало против реального претендента на золотую медаль в мировом первенстве. В частности, в последнюю минуту сняли Кусикьянца с рейса в Токио (в последний день, правда, зная, что без своего тренера Попенченко может дать слабину, Кусикьянца отправили, и он успел на финал). Всё крайне невнятно и малодостоверно.

В фильме много зрительского внимания забирает очень энергичный, по-кавказски темпераментный тренер, которого ярко сыграл Сергей Безруков. За ним – действие, энергия, судьба борца за справедливость. А главного героя сыграл Виктор Хориняк, в котором есть комедийная лёгкость, но для образа боксёра обязательна харизма отважного бойца. В сравнении с тренером его ученик почему-то слабый, безвольный, опутанный комплексами, и эти комплексы, по задумке сценаристов, ему то ли мешают, то ли, наоборот, помогают победить. Кстати, действительно юноша Попенченко рос интеллигентом: хорошо играл в шахматы, писал стихи и прекрасно говорил по-английски, но ничего об этом в сценарии нет.

Фильм завершается олимпийской победой, хеппи-эндом в его любовной истории и мировой славой. А вот самого интересного мы так и не узнали. Между тем судьба боксёра была очень необычной, он рано ушёл из спорта по медицинским показаниям, но успешно занимался научной и преподавательской деятельностью в МВТУ имени Баумана, стал кандидатом технических наук, руководил кафедрой физвоспитания, однако успешная карьера вместе с жизнью трагически оборвалась, когда он вдруг упал в лестничный институтский пролёт с третьего этажа. Версий было много – от случайности до самоубийства и шпионского дела, связанного якобы с утратой секретных документов, то ли Попенченко кого-то подозревал, то ли подозревали его. В итоге даже попытки разгадать загадку не было.

А мы увидели очередную, к сожалению, очень бледную копию Рокки Сталлоне. Впрочем, такой злонамеренной лжи, как в лентах про Стрельцова, здесь нет, и она не так бледна, как картина про Яшина.

 



Тэги: Премьера Александр Кондрашов Виктор Хориняк
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Ледовая сказка

    19.03.2025
  • Что это было?

    13.03.2025
  • Страна Zero

    12.03.2025
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Жизнь течет как Угрюм-река

    128 голосов
  • Хабенский напел

    102 голосов
  • Пророк в своём Отечестве

    102 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS