О нашем малом бизнесе без причитаний и чрезмерных упований
Исследуя потенциал западного российского приграничья, экономисты-эксперты проанализировали перспективы роста Калининградской и Псковской областей, непосредственно примыкающих к Евросоюзу. За аналог в расчётах приняли благополучную Бельгию. Получилось, что нашим западным губерниям потребуется около 60 лет, чтобы достигнуть экономического уровня Бельгии.
Выводы исследователей свелись к тому, что надо всеми силами на этих и других российских территориях развивать малый бизнес, доведя его долю до среднеевропейского уровня – 60 процентов от валового регионального продукта (ВРП).
Можно ли согласиться с резюме учёных-теоретиков? Действительно, в российских регионах на долю малого бизнеса приходится 10–25 процентов ВРП. Но стоит ли по этому показателю догонять Европу? И о каком малом бизнесе идёт речь?
Половина малых предприятий, как известно, у нас сосредоточена в Москве и Петербурге благодаря столичным преференциям и гигантским рынкам сбыта. И такое положение сохраняется много лет. По крайней мере с 2001 года, когда предприниматели начали борьбу против вменённого дохода и добились формальной поддержки правительства. Тогда президент страны потребовал от правительства создать единые стартовые условия для малого бизнеса и упростить процедуру бухучёта. Кое-где кое-что выполнили, начали применять систему «одного окна» при регистрации. Но «малышей» как был миллион на всю Россию, так и остался.
Сегодня правительство вновь подняло эту проблему, начав с сокращения контроля за деятельностью малого бизнеса и изменения его классификации – не по численности персонала, а по оборотам – годовой выручке.
Депутат Госдумы И. Грачёв («ЛГ», № 30) считает, что коренное условие роста рядов предпринимателей – снижение и упрощение налогообложения. По его мнению, снизь налоги – и локальные предприятия станут размножаться, как программирование в многолюдной малограмотной Индии или пабы в криминогенном ирландском офшоре.
Свежо предание!
Во-первых, ёмкость отраслевых рынков ограниченна. Захотят, да не смогут.
Во-вторых, предпринимательской жилкой обладает лишь небольшая часть населения.
В-третьих, практика последних 15 лет показала, что российский рынок отнюдь не саморегулирующаяся субстанция, как убеждали нас «революционеры» экономики. У нас дело принято направлять не туда, где оно выгодно населению и государству, а туда, где выгодно только самому предпринимателю и его семье. Депутату как будто неведомо, что самый малый российский предприниматель, почувствовав, что при существующих налогах можно выжить, сразу входит во вкус и думает только о быстрой наживе. А уж подстраиваться под систему и изобретать немыслимые финансовые схемы обогащения он умеет, как никто другой. Именно гибкость и юркость российских коммерсантов отмечают все иностранцы.
Оставим в стороне две столицы, где властвует очень крупный капитал. Посмотрим на «малышей» в областных центрах. Палитра крайне узка. На первом месте торговля – несть числа дилерам и маклерам. На втором – услуги: мастерские по монтажу импортных окон и дверей, общепит с сомнительной санитарией и автосервисы.
В ЖКХ индивидуальных предпринимателей как не было, так и нет.
Микропроизводства пересчитаешь по пальцам – их создали ведущие инженеры советских заводов и работают там не высовываясь.
Малые «инициативы» возникают не на основе анализа рынка, а зачастую по-обезьяньи: у Сидорова пошли пластмассовые окна – Петров за ним, у Петрова появился спрос на двери – Иванов тут как тут. Критерий один – получение чистогана. Стоит чуть-чуть поднабраться коммерческого опыта – сразу бросают своего патрона и регистрируют точно такую же фирму на себя. Вот откуда постоянный прирост окон и дверей, парикмахерских и салонов по запудриванию мозгов. ОКНА, ДВЕРИ, МАКИЯЖ стали визитной карточкой деловой России.
Остро не хватает инженеров и квалифицированных рабочих, зато агентства недвижимости плодятся как грибы после дождя. На город в 300 тысяч человек – 50 агентств! Маклеров на душу населения больше, чем врачей.
Один пример. При обременительных налогах и мучительных госпроверках владелец двух крошечных магазинов канцелярских товаров в провинции за три года обзавёлся стандартным набором бизнес-благ – иномарки, загородный коттедж, зарубежные туры, эксклюзивная охота на джипах. Заносчиво относя себя к состоятельному сословию, продолжает приобретать недвижимость. Никаких иных интересов и планов.
Другой типичный факт. Преподавательница заштатного пединститута, прихватывая дополнительные часы в трёх учебных заведениях, помимо этого, зарегистрировала на себя агентство недвижимости. База её предприятия – старенький компьютер, мобильник, приходящий в отчётный период бухгалтер и два нештатных агента. За два года неприметная учительница достигла всего – иномарка, несколько квартир, загородный дом. Профессиональную «деятельность» в трёх образовательных точках она теперь рассматривает снисходительно – на карманные расходы. И ничего больше не надо.
Это характерные факты нашего индивидуального предпринимательства. Зависть и алчность – катализаторы бизнеса. Но если западные дельцы умеют их хотя бы скрывать, то российские, особенно провинциальные, выросшие, как правило, в нищете, не прячут.
Президент Медведев, говоря о реформировании и поддержке этого сектора, подчеркнул необходимость «инновационного поведения: надо не ждать подсказок государства, а самим придумывать».
В восточноевропейских странах больше десятилетия действуют национальные программы развития малого и среднего бизнеса. Национальные гарантийные агентства поддерживают инвестпроекты, помогают малому бизнесу дешёвыми кредитами, а банкам – снизить риски.
Наряду с уменьшением налогов для отдельных категорий малых фирм особое место в нацпрограммах занимает инновационная политика. Государственные инновационные фонды оказывают содействие технологическому развитию малых предприятий – в разработке ноу-хау, регистрации патентов, участии в международных выставках. Особой строкой выделено создание бизнес-инкубаторов.
С. Казаков из Владимирской области делится своими соображениями на эту тему в статье «Инкубатор для предприимчивых» («ЛГ», ‹ 30). Замечу сразу, что предприимчивым инкубатор не нужен, на то они и предприимчивые. Он необходим для научно-технических специалистов, генерирующих идеи, но ограниченных в средствах для их реализации или не владеющих финансовыми навыками. Казаков пишет: «Нужна будет чёткая схема софинансирования, подразумевающая участие федерального, регионального, а возможно, и местного бюджетов».
Позвольте, но что это за специфический бизнес по-русски, который финансирует государство? В Германии, Британии, Швеции, где несколько десятилетий бизнес-инкубаторы продуцируют свежие технико-технологические идеи и выводят в жизнь эффективные предприятия, государство берёт на себя лишь инфраструктурную поддержку – льготная аренда помещений, предоставление коммуникаций и кредитов. Как правило, инкубаторы создают как составную часть технопарков с участием или на базе научно-исследовательских учреждений.
На постсоветском пространстве первый эффективный инкубатор был создан латвийскими учёными сразу после распада СССР, чтобы сохранить науку, квалифицированных инженеров и рабочих. Муниципалитет Риги, Академия наук республики, Физико-энергетический институт и Ассоциация научно-технических обществ зарегистрировали Технологический центр, под опекой которого работают десятки малых предприятий.
Первым из этого бизнес-инкубатора вышло микробиологическое производство, 99 процентов своих медицинских приборов поставляющее на экспорт, в том числе в Россию.
А у нас заводы и НИИ затянуты рекламой магазинов мебели, стройматериалов, продуктов. Хотя именно эти помещения можно использовать под бизнес-инкубаторы, школы современного производства, нацеленные на созидание и развитие реальной индустрии. А поддержка новых «рабочих» мест по отъёму денег у населения в торговых точках, салонах и агентствах – это лишь профанация рыночной экономики.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Малый бизнес у нас принято жалеть, защищать и оберегать. И это правильно. Именно этим «ЛГ» и занималась в ходе состоявшейся в нескольких номерах дискуссии.
Однако кроме внешних проблем у мелких предпринимателей существуют и сугубо внутренние, не позволяющие им занимать подобающее место в экономике. Именно на них сосредоточился автор публикуемого материала. Кому-то покажется, что он перегнул палку, что не надо ждать от «малышей» слишком много или просто невозможного. Нужно быть реалистами…
Надеемся, наши читатели выскажут своё мнение на сей счёт.