Американский орёл в лице Дональда Трампа всё заметнее расправляет крылья и даже устремил хищный взор на ближайшего соседа – Канаду. Хватит ли ей сил противостоять натиску?
Хотел бы напомнить: конфликты между Канадой и США начались вскоре после провозглашения независимости Америки в 1776 году. Лоялисты, верные британской короне, бежали оттуда в Канаду, что и заложило основы культурных различий между странами. Следствием стала, например, малоизвестная в России их война 1812 года, когда США попробовали завоевать канадские земли. Уступая в численности войск, канадцы не только защитили себя, но и ощутили свою «особость».
Трения, однако, долго сохранялись. Лишь после Второй мировой войны отношения стали стабильнее. Торговые соглашения типа NAFTA (1994) делали страны экономически взаимозависимыми. Однако тут, в Канаде, хорошо знают: конкуренция и стремление к доминированию со стороны США никуда не делись.
И вот Дональд Трамп – 2025, который вернулся в Белый дом под лозунгом «Америка прежде всего». Уже ясно: его курс – серьёзный вызов и для международных союзов (не все из них никчёмны), и для привычных цепочек поставок. Ощутила это и Канада. Трамп с ходу усилил экономическое давление на неё. Новые тарифы на канадские товары начинают вести к миллиардным потерям. Например, лесная отрасль Канады уже лишилась $1,3 млрд, экспорт пшеницы сократился на 15%, а себестоимость фермерской продукции выросла на 10%. И всё это в сжатые сроки! Настоящую бурю в канадских СМИ вызвал другой разворот Трампа, политический: он предложил рассмотреть «вариант интеграции Канады в США».
Комментируя происходящее, известный экономист Роберт Шилл отметил: «Тарифы подрывают не только экономику, но и доверие партнёров к США. Они заставляют соседей искать новые пути развития, обходящие Вашингтон». И вот уже Канада пытается найти возможности снижения зависимости от американского рынка. Например, объём торговли с Европой увеличился на 8%, а с Азиатско-Тихоокеанским регионом – на 11%. Однако 75% канадского экспорта по-прежнему приходится на США, что делает страну уязвимой. Экономист Томас Уильямс подчёркивает: «Переориентация торговли и укрепление экономической независимости потребуют десятилетий. Пока же Канада находится в условиях жёсткой зависимости от южного соседа».
Действующий пока премьер-министр Джастин Трюдо проявляет оптимизм: «Мы защитим интересы страны. Канада выстоит, как она делала это не раз в истории». Но насколько этому можно верить? Ведь скоро Трюдо уйдёт со своего поста в отставку.
Экономические тёрки между Канадой и США заметили, конечно, и за пределами Северной Америки. Местные эксперты обратили внимание на высказывание российского политолога Сергея Судакова, который назвал действия Трампа экономическим шантажом, отметив, что такая политика может подтолкнуть Канаду к сближению с КНР и ЕС. Между прочим, объём торговли между Канадой и КНР уже превышает $120 млрд в год, а соглашение CETA с Евросоюзом открывает новые рынки. Заметно и то, что Канада стала активнее развивать такие стратегически важные отрасли, как добыча редкоземельных металлов, стремясь снизить зависимость от инфраструктуры США. Растёт интерес к созданию новых логистических путей – например, через Арктику. В каком-то смысле Трамп преподнёс подарок: канадцы намерены укреплять позиции в мире и повышать устойчивость перед давлением с его стороны.
А пока видно: противостояние между Канадой и США не ослабевает. Многое будет зависеть от воли и стойкости канадского народа, способности правительства находить нестандартные решения. Не зря основным неофициальным символом канадцев является бобёр, который славен терпением и трудолюбием, умением добиваться цели, что близко канадцам. Но явно не закрыт вопрос: сохранит ли Канада независимость или уступит под натиском американского орла?
Константин Алов, Торонто, Канада