Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Одухотворённость и тайна

01 января 2007

ОБЪЕКТИВ

Мария Петровых. Серебряный гром: Стихи. – М., ОГИ, 2008. 

«Мастерица виноватых взоров…» Это известное стихотворение Осипа Мандельштама обращено к ней, Марии Петровых (1908–1979). 

Анна Ахматова, скрестившая – хоть и на краткий миг – их руки, не чуралась, как известно, роли верховного судии в вопросах поэзии. И почитала это стихотворение своего равновеликого друга одним из главных шедевров всей русской любовной лирики ХХ века. Как, впрочем, и стихотворенье самой Петровых: «Назначь мне свиданье на этом свете…» (обращённое, однако, отнюдь не к Мандельштаму, а к смазливому лицедею из МХАТа). 

Удостоенный похвалы Ахматовой стих стал визитной карточкой её младшей подруги. Долгие годы Петровых – несмотря на мольбы энергичного издателя Маршака – отказывалась печатать «своё» и широкое признание приобрела только как переводчица: прежде и более всего армянской поэзии. Но в узких литературных кругах стихи её знали; их высоко ценили и такие мастера, как Пастернак, Заболоцкий, Тарковский. Ценили за свою, тонко выводимую ноту – хрупкости бытия под занесённой над ним секирой времени. В поэзии Петровых вновь и вновь возникают вариации излюбленной мысли: о том, что жизнь – это, видимо, и вправду, как учили классики, сон, очень краткий, но вот успеть бы, хотя бы сквозь сон, что-то в ней, жизни, понять, ощутить, полюбить, а полюбив, вернуть, удержать:

Пусть годы умчатся
в круженье обратном
И встретимся мы
в переулке Гранатном…
Назначь мне свиданье у нас на земле,
В твоём потаённом сердечном тепле.
Друг другу навстречу
по-прежнему выйдем,
Пока ещё слышим,
Пока ещё видим,
Пока ещё дышим,
И я сквозь рыданья
Тебя заклинаю:
Назначь мне свиданье!


«Мастерица виноватых взоров…» Из этой мандельштамовской строчки, если вглядеться попристальнее («пристальная душа» – любимое выражение Петровых), можно вывести главное в духовном облике поэтессы. Смирение, скромность, «виноватость». Виноватость в том уже, что не донесла, как ей казалось, Господень дар до горы, расплескала от немощи. Отсюда и желание всегда оставаться в тени. Потому как – куда уж нам… «Ни ахматовской кротости, ни цветаевской ярости…» Всё то же стародавнее, классическое – «Мой дар убог и голос мой не громок». Никто так спонтанно не подхватил этот мотив Боратынского – как изнутри себя рождённый, свой.

О как сердце отравлено
Немотой многолетнею!
Что же будет оставлено
В ту минуту последнюю?

Лишь начало мелодии,
Лишь мотив обещания,
Лишь мученье бесплодия,
Лишь позор обнищания.
Лишь тростник заколышется
Тем напевом, чуть начатым…
Пусть кому-то послышится,
Как поёт он, как плачет он.


Марию Петровых, может быть, ещё и потому так любили коллеги, что она так проникновенно выразила общие для всех муки – муки творчества. Они ведь часто не в том, что не идёт работа, а в том, что не удаётся усадить себя за работу. Потому что цель так далека, силы же так сомнительны, «ветхий человек» в творце сопротивляется сверхусилиям… А они надобны. «Надо брать вес больше того, который можешь поднять», – говорила «яростная» Цветаева. 

А Петровых не находила в себе этого кипения. Она созерцательна, умилённа, тиха. «Взоры», таким образом, в качестве мандельштамовской печати тут тоже к месту. 

Но и – «мастерица», мастер. Тоже подходит. При всей созерцательной хрупкости внутри твёрдый стержень. Тот самый, к которому взывал Блок: «Но ты, художник, твёрдо веруй…» Сам великий умница и знаток культуры, Тарковский как раз больше всего ценил стихи Петровых за их остойчивость, крепость мысли. Хотя уже в самом начале пути ей давалась и нежно лепечущая звукопись, всякая «бальмонтовщина», стихотворная лепота:

То ли праздная игра,
То ли это труд бессонный –
Трепетанье серебра,
Вопли, выплески и стоны,
Ночь с надклёванной луной,
Бор, что стал внезапно молод,
И, просвистанный, сквозной,
Надо всем царящий – холод.


То был ранний «природный стих», как говорят немцы, «Соловей». Но обретённая сноровка к месту оказалась и в патриотической лирике военных лет. К примеру, в стихотворении о драматическом оставлении Севастополя:

Бело-синий город Севастополь,
Белокрылый город в синеве…
Моря ослепительная опыль
В скверах оседала на траве.

Город с морем сомкнуты в содружье,
Синей соли съедены пуды.
Дымной славой русского оружья,
Пушечным дымком несло с воды…


Твёрдость проявлялась и в той работе, которой Мария Сергеевна Петровых посвятила едва ли не большую часть своего рабочего времени, – в редактировании чужих переводных стихов. Смиреннокроткая в собственных амбициях, в этом «высоком ремесле» она не давала никаких поблажек неустойчивому, а тем более вульгарному вкусу. Настолько, что в многочисленной ватаге поэтов-переводчиков (хлебное было дело в советские времена!) за ней, хрупко-любезной, закрепилась кличка Зверь. 

Об этом, в частности, поведал постоянный её «клиент» Давид Самойлов, до конца её дней друживший с Петровых, остававшийся верным поклонником её дара, хотя и побаивавшийся её строгости. Вот каким было его первое впечатление: «Во внешности её были усталость, одухотворённость и тайна». Но такой же, как ему суждено было за десятилетия дружбы узнать, была и её внутренняя сущность. Нашедшая меткое отражение в его стихах:

Этот нежный, чистый голос,
Голос ясный, как родник…
Не стремилась, не боролась,
А сияла, как ночник.


Это тихое – лунное – сияние вопреки опасениям самой поэтессы оказалось негасимым и на ветру исторических перемен. Хотя мир вокруг вроде бы так не похож на совсем недавний. Но сокровенный-то человек всё равно проходит свой земной путь, как и во все времена, стремясь к обретениям сердца и грустя о потерях. А значит, и потомкам станет внятно то из Марии Петровых, за что так любили её куда более прославленные современники. Вот это, например («Черта горизонта»):

Вот так и бывает: живёшь – не живёшь,
А годы уходят, друзья умирают,
И вдруг убедишься, что мир непохож
На прежний, и сердце твоё догорает.

Вначале черта горизонта резка –
Прямая черта между жизнью и смертью,
А нынче так низко плывут облака,
И в этом, быть может,
судьбы милосердье.

Тот возраст, который с собою принёс
Утраты, прощанья, – наверное, он-то
И застил туманом непролитых слёз
Прямую и резкую грань горизонта.

Так много любимых покинуло свет,
Но с ними беседуешь ты, как бывало,
Совсем забывая, что их уже нет…
Черта горизонта в тумане пропала.

Тем проще, тем легче её перейти, –
Там эти же рощи и озими эти ж…
Ты просто её не заметишь в пути,
В беседе с ушедшим – её не заметишь.

В том-то и тайна истинной поэзии, что голос поэта неповторимо индивидуален, но свидетельствует о том, чем живут все. 

Юрий АРХИПОВ

Обсудить в группе Telegram

Юрий Архипов

Юрий Иванович Архипов (16 марта 1943, Малая Виш... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS